Ольга Ненаживина. Галерея Mimi Ferzt Gallery, США, Нью-Йорк, 2007
Персональная выставка графики Ольги Ненаживиной
Согласно Доктрине Дзен, художник выражает правду в своей работе, и правда существует всюду: в сердце человека, и в каждом углу нашего мира. Чтобы отразить действительность, нужно чувствовать дух жизни, слиться с ее средой. Отделяясь от собственного «Я», сливаясь со средой, возможно почувствовать дух вещей. Предназначение художника — не копировать, но выразить собственное видение действительности вплоть до отдельного элемента; чувствовать в собственном «Я» все нюансы изменяющейся природы. Если ткань порвана силой ветра, аромат нежных цветов касается сердца, если улыбка напоминает о прошлом, и зеленый стебель заставляет думать о будущем — все эти события должны пройти через сердце. Только тогда, как в это верят на Востоке, возможно создание шедевра, и это единственный способ выразить дух жизни и ее бесконечных конфигураций.
Восток и Запад
Впервые статья опубликована на NRS.com, 14.08.2007
В Нью-Йорке откроется выставка графических работ Ольги Ненаживиной
Прежде чем рассказать о творчестве молодой художницы Ольге Ненаживиной, выставка работ которой будет проходить с 16 августа в галерее Мими Ферст в Нью-Йорке, напомню: западные искусствоведы считают русскую реалистическую живопись XIX века малозначительной, утверждая, что она не создала ничего формально нового, а вот русский художественный авангард начала XX века, включая графику, иллюстрацию, плакат, Запад высоко ценит, из чего, как мне кажется, можно сделать следующий вывод: там, где русский художник движется в сторону сублимации, символизма, там он сильнее и оригинальнее. В нашем национальном самосознании материализм Запада часто противопоставлялся духовности Востока, Россия же — это Евразия, и в ее духовной культуре мы видим сильное влияние Востока.
Все это имеет прямое отношение к искусству Ольги Ненаживиной. Ее работы можно считать продолжением — в ее личной интерпретации — славных традиций русского графического искусства. Обладая большим формальным воображением, блестящей техникой и безупречным вкусом, художница создает работы, которые одновременно эстетически привлекательны и полны символизма.
Если говорить о влиянии Запада и Востока, то большие графические композиции Ольги Ненаживиной чем-то напоминают гобелены эпохи Возрождения, в которых содержание и декоративный эффект создают единое целое. Но это же слияние формы и содержания мы находим и в японской, китайской и тибетской живописи.
Словосочетание «декоративный эффект» часто связывают с чем-то приятно-поверхностным. Между тем древняя живопись всегда бы-ла плоскостной и декоративной. Иллюзорность, глубина, игра света и тени пришли в искусство значительно позже, и их можно считать именно тем материализмом, который с русской точки зрения и отличает западное искусство от восточного. Иными словами, Ольга Ненаживина в своем творчестве следует путем древних традиций, которые вновь по достоинству оценены в нашу эпоху.
Дочь известного скульптора Валерия Ненаживина, Ольга выросла в мире искусства. Ее первая персональная выставка состоялась во Владивостоке, когда ей было всего пять лет. Приморский край — ее родина, хотя она родилась в Саратове, откуда родители вскоре уехали на Дальний Восток. Я узнал также, что в жилах художницы течет восточная кровь.
Неудивительно, что ее работы пользуются большим успехом в Японии, где, помимо Дальнего Востока, Канады и Нью-Йорка, проходили ее выставки. Не буду перечислять множество наград, полученных художницей, а расскажу о методах ее работы.
Она зачастую начинает рисунок с одного края бумаги и дает ему «идти своим путем» без поправок и помарок. Для этого необходим не только большой внутренний контроль, но и большая внутренняя свобода. И, пожалуй, бесстрашие — одно из редких достоинств твор-ческой индивидуальности.
Одна из серий рисунков Ольги Ненаживиной озаглавлена «Восточный дневник». Каждый рисунок в этой серии сопровождает текст, рождавшийся уже по завершении графической композиции. Принцип «форма определяет содержание» действует здесь в полную силу. Приведу несколько текстов, которые дадут представление о чувствах художницы.
Ярко-синяя надежда
Между белым обалденьем,
И развеют это нечто
Мысли все о неизбежном...
***
Я отрекаюсь от сюжета,
А в белом небе белый дом...
***
Я жду тебя
и мну в ладонях
благоухающий жасмин,
на нежной шее ожерелье
из рваных строчек и морщин.
Я жду тебя,
застыло время
в плену печали и тоски...
У поэта Николая Заболоцкого, автора прекрасных строк <любите живопись, поэты, ведь ей единственной дано души изменчивой приметы перенести на полотно>, есть не менее замечательные строки:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Мир, который творил Ольгу Ненаживину, — это Россия и Восток. А мир, который творит она своими большими творческими силами, — это мир сложных взаимодействий чувства и формы, мысли и символа, а иногда — просто игры воображения. Ольга еще очень молода, и ей предстоит пройти долгий и увлекательный путь.
Сергей Голлербах
Восточный дневник
Впервые статья опубликована на НоМИ 04.2007
Славянофилы, западники, евразийцы — кто только не спорил у нас о том, что такое Россия, ее культура и ее исторический путь? Куда ей двигаться — в сторону Запада или на Восток, или оставаться самой собой, ни на кого не похожей и самодостаточной?
Не будем ломать себе голову над этими вопросами и скажем только, что в области изобразительного искусства реалистическая живопись пришла к нам с Запада. Несмотря на то, что в XIX веке она дала ряд выдающихся мастеров, многие западные искусствоведы все же считают ее подражательной и не давшей ничего формально нового. С другой стороны, русский авангард начала XX века, русское театральное искусство, графика и плакат Западом высоко оценены. Можно предположить, что там, где русские художники удаляются от реализма (западного и материалистического, сказали бы славянофилы) и идут по пути философского и духовного постижения окружающего мира, там они сильнее и самобытнее.
Опять-таки не будем спорить — так это или не так, но именно в свете этих вопросов нам надо рассматривать графику молодой русской художницы Ольги Ненаживиной, выставка работ которой проходит сейчас в Галерее Мими Ферцт в Нью-Йорке. Дочь известного скульптора Валерия Ненаживина, Ольга родилась в Саратове в 1966 году, но семья вскоре переехала на Дальний Восток, и Ольга росла, училась и начала свой путь в искусстве во Владивостоке. Выражение «вся жизнь в искусстве» более чем подходит к ней. Ее первая персональная выставка состоялась, когда ей было всего пять лет. В дальнейшем работы художницы широко выставлялись в Приморском крае, а также в Японии, Канаде (Торонто) и Соединенных Штатах (город Плейн, штат Техас, Нью-Йорк — нынешняя выставка россиянки в Галерее Мими Ферцт уже вторая). Перечень всех наград и призов, полученных Ольгой Ненаживиной, слишком велик для журнальной статьи, да он и не нужен: важнее определить место художницы как в русском, так и в современном западном и восточном искусствах. И вот здесь-то, пожалуй, надо добавить, что в жилах Ольги Ненаживиной помимо русской крови течет также восточная кровь. Следовательно, восточное влияние в ее творчестве не есть что-то заимствованное, взятое напрокат, а является естественной частью ее мироощущения.
Сергей Голлербах
Страницы: 1 2
Метки: графика, Ненаживина, Нью-Йорк, рисунок, США
Рубрика: Персональные выставки
Дата публикации:
Всего просмотров страницы: 12 398
Оставить комментарий (Сейчас 1 комментарий)
Pozdravlyau s expo , mne nravitsya chto ti delaesh ( izveni za turetzkii aktzent — ne mogu pisat' inache , net ruskoi klaviaturi ). Udachi !
Iggor — igor.gutnik@yahoo.fr