Артэтаж — музей современного искусства: Виктор Серов «Юбилейная», живопись, графика, инсталляция к 55-летию автора, 11 — 31 июля 2014 года

«Юбилейная»

За более чем четверть века участия Виктора Игоревича Серова в выставках всех уровней данная персональная — только третья. Причина тому одна — отрицательное отношение к «персоналкам» самого художника. Это первый ретроспективный показ, который, представляется, не только для зрителей, но и для самого автора готовит немало открытий.

У Виктора Серова были отличные учителя — Виктор Никонович Старовойтов во Владивостокском художественном училище, Юрий Валентинович Собченко в Дальневосточном государственном институте искусств, позже — Виктор Михайлович Шлихт.

Юрий Собченко и Виктор Шлихт работали в киносети, писали афиши, привлекали к этой работе молодежь. Серов считает такую деятельность мощной школой: из небольших черно-белых фотографий, присылаемых вместе с фильмом, нужно было сделать рекламный щит в цвете.

В.М. Шлихт заметил работы Серова на молодёжной выставке в конце 1980-х, выделил их. Это и стало отправной точкой их многолетней дружбы. Шлихт приглашал Серова на этюды в Сидеми, учил «брать» натуру, уметь видеть не плоскую кальку природы, а сложные взаимоотношения отдельных составляющих мотива между собой, выявляя связывающие их отношения гармонии, или соперничества, или агрессии. Будучи художником-нонконформистом, Виктор Михайлович Шлихт тем не менее настаивал на необходимости работать на пленэре, считая, что без этого невозможно создать заряженную живой энергией работу.

Творческая биография Виктора Серова насыщена самыми разнообразными событиями и проектами. После окончания института в 1990-е годы экипаж яхты «Аллегро» в составе: Горбачев С.Д., Камалов А.В. и Серов В.И. каждое лето отправлялся в «Арт-круиз» вдоль побережья южного Приморья — узнавали новые места, копили впечатления, писали этюды. Во время одного из путешествий на Курилы, своего рода Мекку для приморских художников, у Виктора Серова и Андрея Камалова родился замысел одной из самых известных картин приморского изобразительного искусства конца ХХ века — диптиха «Гостинка». Плавание длилось двенадцать дней, делать было нечего. Поскольку оба в то время жили в домах гостиничного типа, начали придумывать и рисовать сюжеты из жизни жильцов «гостинок». В 1992 году диптих успешно экспонировался на международной выставке в г. Тояма (Япония). Позже «Гостинка» — яркий пример приморского соц-арта — была приобретена Приморской картинной галереей. В 1993 году, по приглашению Вашингтонского государственного университета (штат Вашингтон, США) Виктор Серов и Александр Куценко первыми из приморских художников побывали в творческой командировке в Америке.

В целом, 1990-е для Виктора Игоревича — время поисков стиля, технических приемов, новых решений. Он глубоко изучает технику старых голландских мастеров. «Гостинка», например, написана с применением «вульгаризованной» техники малых голландцев — как бы оставлена на стадии гризайля. Некоторое время Серов увлекался этим оригинальным приемом, отсылающим к голландцам, но не следующим за ними.

Серов считает, что свобода стиля — это свобода художника. В России все постоянно меняется. Вынуждая меняться и художников.

В 2000-е Серов обращается к натурным этюдам, следуя заветам В.М. Шлихта, который считал, что только от природы художник получает энергию. Однако натурные этюды в графических произведениях Серова нового века претерпевают довольно основательную переработку, превращаясь почти в абстрактные композиции. Тем не менее, любимые приморские мотивы легко угадываются в них. Как это удается художнику — остается догадываться. Возможно, разгадка в том, что у Серова есть желание работать и в реалистической, и в модернистской, иногда и в постмодернистской манерах. С одной стороны, ему все интересно, а с другой, — не следует забывать ещё об одной стороне его деятельности -педагогической. Серов принял эстафету руководства народной художественной студией Дворца культуры железнодорожников у Сергея Симакова, Симаков — у Виктора Шлихта, Шлихт сменил на этом посту основателя студии (1960) Григория Цаплина. К студийцам В. Серов относится очень серьезно, и они отвечают ему беспредельным доверием и уважением.

Уже в раннем периоде творчества В.И. Серова были заложены основы его индивидуальности — поиск начался с освоения модернистского постимпрессионизма («Осень на берегу»), затем шло кратковременное увлечение соц-артом — индивидуальное («Двенадцать половых заповедей») и в компании с Андреем Камаловым («Гостинка» (собственность ПГКГ), «Житие-1», «Житие-2») практически в то же время — постижение сложной техники письма старых голландских мастеров («Прибрежная старость-1», «Прибрежная старость -2», «Корабль. День рыбака») и прелести наивного искусства («Ноу проблем-1», «Ноу проблем-2»). В графике 2000-х Серов предстает перед зрителем мастером, для которого главное не рассказ о жизни, людях, событиях, окрашенный доброй иронией или сочувствием, а создание метафизического образа края, с которым связала его судьба.

Как это часто бывает в современном искусстве, неоспоримое отнесение к тому или иному стилистическому течению таких произведений как «Урок», «Автопортрет с «Неизвестной», «Ночная дорога» и многих других представляется практически невозможным, что не мешает зрителю проявить к ним интерес, внимание, заставляет его размышлять по поводу замысла художника в каждом конкретном случае. А это — главное!

Наталья Левданская,
Искусствовед, зав. научным отделом ПГКГ

С Виктором Серовым познакомился в 1989 году, когда я встал на галерейную тропу и симпатии притянули к художникам группы «Штиль», участником которой он был. Группа «Штиль», это отдельная песня в изобразительном искусстве Владивостока. Каждый был там одарен впечатлительным ярким талантом, молодым задором и с выплеском свежих идей. Добавим здесь, что дело происходило в разгар «перестройки». Художники оглядывались в далекое и недалекое прошлое, с восторгом воспринимали настоящее и будущее. В ход шли все накопленные веками мировые достижения и стили изобразительного искусства, подвластные на тот момент молодым художникам. Виктора Серова нельзя было не заметить! Добрая душа и одаренный художник, проявлял себя в ногу со временем, живо изображал социальные перипетии тогдашней жизни. «Урок», «Не кури», «Кто не работает, тот не ест», «ХХ11 половых заповедей революционного пролетариата» и др.работы конца 80-х отражали суть времени и были понятны каждому, от капризного эстета до простого обывателя, включая иностранца. Нужно отметить, немаловажно, что находясь здесь, в далеком приморском краю, и будучи оторванными от мировых цивилизаций, наши художники умудрялись идти в ногу и в авангарде современного искусства. Последовавшие многочисленные выставки в столицах и за границах, убедительно доказали это, меня же, как галериста, сподвигли на создание во Владивостоке музея современного искусства. Время, и тот же задор, бежали стремительно… Портреты Виктора Серова перерастали в живые сценки на холстах и деревянных досках, появились инсталляции, в ход пошел соц-арт, лубок, экспрессионизм и давняя любовь к малым голландцам. Последние, у Серова исполнены в «коричневом стиле», в технике старых мастеров, и отражают быт и чаяния народа: «Прибрежная старость», «День рыбака», «Летайте самолетами Аэрофлота, «Храните деньги в Сберегательной кассе» и др. В городе у него были старшие, авторитетные учителя – В.М.Шлихт, Ю.И.Собченко, а так же друзья-художники Сергей Симаков, Андрей Камалов, Сергей Горбачев мнением которых он очень дорожил и воспринимал их философию. Когда не стало Виктора Шлихта, и уехал на запад Сергей Симаков, Серов продолжил их дело, и уже много лет, по настоящее время, успешно руководит народной студией в краевом ДК железнодорожников. Отдельно, в творчестве художника необходимо отметить тему приморского пейзажа, которую он непрерывно демонстрирует: в живописи, это монументальные и камерные «Стихии Приморья-1», «Стихии Приморя-2», «Охота» и т.д. , а в последние годы, циклы графических листов выполненных под впечатлением арт-круизов на яхте «Аллегро» и на пленэрах со своими студийцами. Серов здесь, с экспрессией и любовью отражает нашу приморскую природу, раскрывает душу зрителю, проникает в её суть — дикой и одновременно привлекательной, незабываемой красоты. В настоящей, юбилейной выставке, представлена ретроспектива работ автора из личной коллекции, а так же Приморской государственной картинной галереи, Музея современного искусства Артэтаж.

Александр Городний,
директор музея Артэтаж

ХМ УНМ ДВФУ Артэтаж — музей современного искусства
Адрес: 690950, г. Владивосток, ул. Аксаковская, 12
Телефон: +7 (423) 260-8902
График работы: понедельник — пятница с 10 до 18, суббота — воскресенье с 11 до 17, вход бесплатный

Метки: , ,
Рубрика: Анонсы
Дата публикации:

Всего просмотров страницы: 3 863

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • Blogger
  • Twitter