Центр современного искусства «Заря»: «В пространстве отношени», с 8 июня 2018 года
Цель проекта – репрезентация города и архитектуры в медиа-искусстве, представление архитектурной среды как полноправного участника в пространстве социальных взаимодействий и носителя исторической памяти. Выставка объединяет произведения медиа-арта, видео и фотографии, центральным сюжетом которых являются различные аспекты архитектуры как социального явления.
Ключевая идея заключается в том, что произведения художников, представленные в экспозиции, разными методами репрезентируют объекты архитектуры, однако их сообщения едины в одном: предметы и практика проектирования здесь интерпретируются не просто как результат творческой̆ деятельности человека, обслуживающие его потребности. Авторы исследуют архитектуру прежде всего с точки зрения реальности, которая влияет на человека, ортопедирует его повседневность, раскрываясь как полноценный субъект; а затем — как масштабный архив, во многом влияющий на конструирование образа прошлого.
Центральный канал рассуждения, медиум фотографии и видео, предлагает ракурс рассмотрения искусственной среды обитания через спекулятивный̆ взгляд документирующего устройства – камеры. Перед зрителем разворачивается мир архитектурных объектов и городских пространств, отличный от взгляда и ощущения пользователя городской среды. Таким образом, у присутствующего на выставке формируется взгляд исследователя, стороннего наблюдателя, удаленного от объекта изучения, лишенного статуса пользователя и существующего вне непосредственного воздействия архитектуры.
Авторы предлагают мыслить в социальном, политическом и историческом измерениях. Так, например, в видео литовского кинематографиста Деймантаса Наркевичиуса «Сцена» кадры с интерьерами и экстерьерами Центра современного искусства в Вильнюсе (бывший Дворец художественных выставок) сопровождаются обрывочными монологами его сотрудников. Они рассказывают о своем опыте работы в здании, которое было замыслено как часть художественной системы одной̆ эпохи, но теперь существует в иной политической и идеологической реальности.
Одним из ведущих произведений экспозиции станут эскизы и видео французско-израильского художника Абсалона, создателя уникальных инсталляций — жилых объектов, которые, по мнению художника, могли бы стать для человека неким помощником в процессе самопознания, в том числе и на физическом уровне.
Кроме того, в экспозиции будет представлено несколько работ, посвященных переосмыслению модернистского проекта через анализ символического влияния архитектуры на политический и идеологический климат прошлого столетия. Так, австрийский художник Андраш Фогараши снимает трансформирующиеся интерьеры рабочих клубов Будапешта, которые проектировались для организации досуга рабочих, но оказались не востребованы после падения коммунистического режима в Венгрии.
В инсталляции Филиппы Цесар «Порто. 1975» — жилой комплекс, спроектированный выдающимся португальским архитектором Алваро Сиза, представлен как своего рода монумент самоорганизации и революционного движения.
В видео Андреаса Бюнте «Эрозия» мы видим здание кампуса Университета им. Симона Фрейзера, расположенного в пригороде Ванкувера. Объект представляется в нетрадиционной для фото и видео съемки зданий манере: художник как геолог или даже анатом представляет архитектурные комплексы как живые организмы, которые находятся в тесном взаимодействии с природным ландшафтом.
Выставка пройдет в два этапа: в середине демонстрационного периода часть представленных в первом экспозиционном варианте произведений будет заменена, изменив тональность общей смысловой композиции. В рамках программы будут организованы два масштабных кинопоказа, составленных из документальных, художественных и экспериментальных фильмов, которые демонстрируют широкий репертуар художественных интерпретаций архитектурной практики.
Справка:
Андрей Василенко — куратор, критик. Сотрудник Приморского Государственного Объединенного Музея имени В.К.Арсеньева и куратор кинопрограмм Международного Кинофестиваля «Меридианы Тихого». Автор выставочных, исследовательских проектов, а также циклов кинопоказов, рассматривающих современные художественные практики как инструменты производства гуманитарного знания. Избранные выставки: «Территории солидарности» (2009), «Декларация Жачева»(2010), «Десять тезисов об архитектуре» (2011), «Беспомощный век. Ретроспектива фильмов Ван Бина»(2014), «Misadventure of discovering (Открытие, открытие)»(2017). В качестве автора текстов о кино сотрудничает с журналом «Искусство кино», интернет-ресурсами colta.ru, cineticle.org, currenttime.tv
Центр современного искусства «Заря»
Адрес: г. Владивосток, проспект 100 лет Владивостоку, 155, цех 2, подъезд 10
Телефон: +7 (423) 231-7100
URL: zaryavladivostok.ru
График работы: понедельник — четверг с 12 до 20, пятница — воскресенье с 11 до 22, вход бесплатный