Фонд «Русский мир»: Валерий Яхненко (1947—2007) «Казачьи вёрсты», 8 — 18 сентября 2011 года
Институт научной информации —
Фундаментальная библиотека ДВФУ
г. Владивосток, ул. Алеутская, 65б
Казачьи вёрсты, вынесенные в заглавие выставки работ Валерия Яхненко, можно считать своего рода символом драматической истории не только дальневосточного казачества, но всего сословия в России. Известное состязание – бег на казачью версту (1067 км) – можно сравнить с дистанцией, преодолеть которую под силу только самым выносливым. Этим качеством должны были обладать те, кто волей обстоятельств оказался вне рамок официальной политики государства, послужив ему верой и правдой.
Дальневосточное казачество внесло особый вклад в историю казачества в целом, оказавшись на Дальневосточных рубежах России. В краткой исторической справке говорится: «Уссурийской казачье войско было основано в 1889 году на основе полубатальона Амурского казачьего войска, а впоследствии расширено за счет переселенцев из донских казаков и кубанских казаков.
В 1916 году число уссурийских казаков составило 39 900 человек. Они владели 6740 кв. км земли. Уссурийские казаки выполняли пограничную, почтовую и полицейскую службу, участвовали в русско-японской войне. Во время Первой мировой войны уссурийские казаки выставили кавалерийский полк и шесть сотен. Во время гражданской войны казаки выступили в основном на стороне белых. После гражданской войны войско прекратило своё существование». За этими строками кроется многое…
Сегодня, к счастью, интерес к истории казачества проявляется все отчётливее. И не только в среде историков, в чью профессиональную компетенцию входит исследование событий прошлого. Возрождаются традиции жизненного уклада, песенной культуры, патриотического воспитания. Существует даже опыт художественного осмысления темы в Приморье.
В начале 1990-х годов казачьей темой всерьёз увлёкся замечательный и разносторонний художник Валерий Яхненко (1947—2007). Серия пейзажей приморской природы – среды проживания казаков, портретов, сюжетно-тематических композиций – его уникальный вклад в приморскую живопись на тему казачества. Яхненко – единственный, кто попытался раскрыть эту страницу истории. Так, в течение 6 лет писалось сюжетное полотно «Сполох», явившееся откликом на конкретное историческое событие. Сюжет родился в связи с очерком А. Жернакова от 1915 года «О казаках уссурийских» (об этом подробно писала искусствовед Л. Варламова). Из очерка: «В 1910 году в Китае вспыхнула чумная эпидемия, угрожая опасностью Приморскому краю. Уссурийские казаки снова призваны к оружию, с января до мая месяца стояли посты Уссурийского войска от реки Турги до озера Ханка. Около 450 казаков ежедневного наряда второй и третьей очереди, а частью и запасного разряда несли службу с опасностью для собственной жизни. Край был спасён».
В «Сполохе» изображён момент получения приказа закрыть границу. Отряд собирается выступить на боевое задание. Через цвет – сполохи зари окрашены в багровые тона – художник передаёт драматизм момента. Недописанным осталось ещё одно замечательное своей жизненностью и непосредственностью ситуации полотно – «Казачий праздник». Художник не успел закончить работу, но и в незавершённом виде картина увлекает зрителя в колоритный мир празднества. Наконец, лирическая, чистая и очень высокая нота звучит в тонкой по колориту картине «Мы вас ждём».
Серия портретов, представленных в свое время на выставке в залах Союза художников в 2007 году, – это уже новая страница в истории Уссурийского казачьего войска. Над ними художник работал в возрождающемся в конце ХХ века войске. Таким образом, логически связались в единое повествование разрозненные фрагменты истории.
Куратор выставки — Ольга Зотова, кандидат искусствоведения,
Доцент кафедры массовых коммуникаций
Гуманитарной школы ДВФУ
Дальневосточный филиал фонда «Русский мир»
Адрес: 690091, г. Владивосток, ул. Алеутская, дом 65б
Телефон: +7 (4232) 507-508
URL: www.russkiymir.ru