Артэтаж — музей современного искусства: Андрей Шпатак «35 лет в мире безмолвия», 29 июня — 19 июля 2012 года
От автора
Андрей Шпатак «35 лет в мире безмолвия»
C местом рождения мне весьма повезло — поселок Рудная Пристань на берегу Японского моря. Того самого моря, что всегда привлекало взгляды дайверов и подводных фотографов со всего СССР. В школьные годы занимался подводной охотой и подводным плаванием в клубе «Горгона», а также параллельно фотографией в фотокружке при Доме Культуры. О подводной фотографии вообще не помышлял, так как гораздо большее удовольствие получал от подводной охоты. В те далекие времена в районе Рудной Пристани располагались лаборатории ТИГа /Тихоокеанский институт географии/ и МГУ, там я познакомился со многими, ныне весьма известными, подводными фотографами- В. Гудзевым, Д. Соловьевым и другими. Ныряли вместе, я был за гида. Стоит вспомнить пеший поход по берегу моря с полным снаряжением — акваланги, снаряга, груза плюс «Салют-С» в боксе со вспышкой. Пройти всего лишь около 5 км по побережью, для того, чтобы один раз залезть в воду... Потом учёба на штурмана в Дальневосточном высшем инженерном морском училище во Владивостоке. Увлечение фотографией перешло на новый уровень — еженедельные встречи в фотоклубе, участие в первых краевых фотовыставках …
Окончив учёбу, с 1984 года начал свою работу помощником капитана в Дальневосточном морском пароходстве, рейсы по всему миру — романтика моря. Надоело ходить далеко и надолго по морям… Потом был складской цех в ОАО «Бор» в родном городе Дальнегорск, именно к нему был приписан небольшой пароходик с названием c оригинальным названием «Бор». Возили боропродуты на Японию, а обратно везли японские подержанные машины. Так как пароходик был совсем маленький, а машин было много, то в итого наше суденышко напоминало новогоднюю ёлку- со всех бортов свешивались машины. И так продолжалось до 1998 года, потом пароходик продали, а я подался большое плавание на большие пароходы. С 1999 по 2004 год проработал старшим помощником на лесовозах судоходной компании АркМП (сейчас уже успешно умершей). Получил в 2003 году диплом капитана дальнего плавания, но не судьба — капитаном я так и не стал. С тех пор я в основном на берегу. Живу в Рудной Пристани.
Подводная фотография началась для меня совсем недавно, в 1998 году, с простейших подводных «мыльниц» типа «Канон» и «Эпикью». Сначала была эйфория от первых удачных «картинок» — «я сделал ЭТО сам». Эйфория закончилось после слов одного весьма уважаемого «мэтра», оценившего мое творчество — «Продай одну из своих машин и купи себе нормальный фотоаппарат»… Началось переосмысление и совет был услышан…
Потом был «Никонос-5» в комплекте с широкоугольной и макро насадками. Первые удачные кадры… Первая поездка на Красное море, в знаменитый «рыбный суп», яркие краски тамошних рыбок… Первые попытки снять макро и осознание, что это не для «Никоноса» — нужна зеркальная фотокамера в боксе, чтобы видеть что и как снимаешь. И такая камера появилась… Другим толчком к более вдумчивому взгляду на мир родного Японского моря послужил фотоальбом знаменитого японского подводного фотографа Ikuo Nakamura «Kamui of Ohotsk», подаренный мне его другом, японским дайвером и подводным фотографом Yoshikazu Kanesaka. Этот альбом позволил взглянуть на обычных жителей наших Дальневосточных морей по особенному, и обозначил вехи, к которым стоит стремиться.
Занятие подводной макросъемкой позволило взглянуть на подводный мир в размере 1:1 и открыть для себя столько неизвестного, что просто диву даёшься, что всё это есть здесь, притом что более двадцати лет нырял в этих местах — тут и голожаберники, креветки, разновидности лисичек, камчатский и волосатый крабы и великое множество рыб, о существовании которых до встречи и не предполагал. Оказалось, что краски нужно просто уметь видеть и ждать, когда море тебе их покажет. А вокруг ещё так много мест, где никогда никто ещё не погружался и что там ждет нас, никто не знает…
Фотоаппаратура использовавшаяся мною для фотографии под водой — Nikonos-5 со штатным объективом 35мм используемый с макро и широкоугольной 16 мм насадками, широкоугольник Sea&Sea 15 мм, фишай Sea&Sea 12мм, зеркалка Sea & Sea в боксе Sea & Sea Yellow Sub в комплекте с оптикой 50,90,180мм и зум 28-70мм, используются вспышки Sea & Sea YS-120. Потом была цифра- Nikon D70, D50, D80, D300 и на данный момент Nikon D700 (хочется верить, что этот уже на долго). Оптика используемая сейчас для съемки под водой- 35мм, 60мм, 90мм, 105мм, макро зум 70-180мм макро, фишай Токина 10-17мм и Сигма 15мм, Токина 17мм.
13.11.1961: Родился в п. Рудная пристань, Приморского края
Июль 1977: Первое погружение под воду с аквалангом АВМ-1М
Октябрь 1977: Получил удостоверение «Пловца-подводника СССР»
Май 1996: Первое погружение с цифровой ф/к Nikon D70 в боксе
Сентябрь 1998: Получил сертификат ОВД и АОВД ПАДИ
Декабрь 1998: Покупка амфибийной ф/к «Nikonos-V»
Июль 2000: Покупка зеркальной ф/к Sea&Sea Yellow Sub в боксе
Сентябрь 2001: Получил сертификат DiveMaster PADI # 621296
26 мая 2010: Прошел IDC PADI и сдал экзамен. Стал инструктором OWSI PADI #621296
12 сентября 2010: Стал инструктором MSDT PADI
Декабрь 2011: Около 2400 логированных погружений с сентября 1998 года
Июнь 2009: Чемпионат мира по подводной фотографии, на острове Чеджу (Южная Корея), 7-е место в разделе «Макро».
Ноябрь 2011: Чемпионат Азии по подводной фотографии на острове Себу (Филиппины), 3-е место в разделе «Широкий угол» и две фотографии попали в финал в двух других разделах.
Июнь 2012: «35 лет в мире безмолвия», персональная выставка подводной фотографии. Музей современного искусства Артэтаж, УНМ ДВФУ, Владивосток.
ХМ УНМ ДВФУ Артэтаж — музей современного искусства
Адрес: 690950, г. Владивосток, ул. Аксаковская, 12
Телефон: +7 (423) 260-8902
График работы: понедельник — пятница с 10 до 18, суббота — воскресенье с 11 до 17, вход бесплатный