Приморская организация союза художников России: Вадим Иванкин (Новосибирск), Андрей Машанов (Омск), Сергей Черкасов (Владивосток) , 11 сентября — 2 октября 2018 года

Выставка трех известнейших художников России Вадима Иванкина (Новосибирск), Андрея Машанова (Омск), Сергея Черкасова (Владивосток) проходит с 11 сентября в залах Приморского отделения «Союза художников России». Их имена известны далеко за пределами регионов, в которых они проживают. Творчество новосибирского художника В. Иванкина ассоциируется в первую очередь с библейской темой, положенной в основу цикла живописных и графических работ. Омский художник А. Машанов известен как один из серьезнейших в России мастеров офорта, немногих, кто работает в этой технике с цветом. Имя С. Черкасова сразу же вызывает в памяти образ Владивостока, ставшего главной темой, которой приморский живописец и график занимается самозабвенно и глубоко, открывая зрителю тайну души города.

Каждому из авторов жизнь подарила удивительную творческую судьбу. При всей непохожести биографий и творческих манер у участников выставки есть нечто общее — способность следовать собственным, очень индивидуальным путем, сохраняя лучшие традиции российской художественной культуры, сформированные в советский период.

Вадим Иванкин закончил художественно-графический факультет Новосибирского педагогического института. Социальный накал конца 1980-х, коснувшийся в том числе и сферы искусства, обусловил критическое осмысление многого из того, что было создано в предшествующее время. Однако Вадим идет не по пути революций, а по пути определения способа самовыражения. Начавший работать после института в живописи, он постепенно, не без мучительных поисков, приходит к технике акварели, в которой воплощает тему, ставшую центральной. Библейский цикл, начатый им в начале 1990-х, включает серии «Откровение», «Полуночный мир», «Эскизы утраченных фресок», «Лицевая книга». Обращение к византийскому, древнерусскому искусству явилось не данью моде, возникшей в начале перестройки, а способом исследования духовной составляющей человеческого бытия (если говорить о содержательной стороне), всегда волновавшей художника. Что касается формальной стороны – это интерес к форме, цвету, пластическим возможностям, композиционным построениям, обусловленным спецификой темы. Искусство русской иконописи, основные иконографические сюжеты стали тем зеркалом, в котором В. Иванкин видит и свое искусство. Размышляющий о духовности современников и очевидных утратах в этом вопросе, художник приходит к выводу: ее истоки в опыте отцов.

Андрей Машанов осознал себя как художник довольно рано. По его признанию, он всю жизнь рисовал и хотел заниматься именно печатной графикой. Много читавший в детстве, внимательно относившийся к книжной иллюстрации, считал художников-графиков более интересными. Художественно-графический факультет Омского педагогического института был осознанным выбором взрослого человека, уже закончившего политехнический институт. Думается отсюда и удивительное упорство, проявленное в освоении техник тиражной графики – офорта, литографии.

Эстамп (и офорт, в частности) привлекал А. Машанова широтой возможностей, эстетическими качествами. Впервые попав на творческую дачу «Челюскинская» в 1992 году, попробовал себя в офорте, литографии, монотипии. Там же началась серия офортов «Древнерусские мастера», представленная во Владивостоке.

Известный книжный график, в 1990-х С. Черкасов обратился к станковому искусству. И здесь вырабатывается его особый фирменный почерк — утонченный, изысканный, очень узнаваемый. Он выбирает для себя несколько тем, в которых работает последовательно и самозабвенно, одна из них тема Владивостока.

Художник пишет поэтический образ города, лишенный фотографически точных деталей. В его работах есть особый лирический строй, настроение. Вместе с тем, если говорить об отношении автора к натуре – это скрупулезность и умение подметить каждую деталь, состояние. Метод С. Черкасова — фиксация натуры в карандашном рисунке, фактически скетче, когда в нескольких тонких и точных штрихах художник запечатлевает фрагмент реальности.

Что касается художественного языка С. Черкасова – он живописен и графичен одновременно. Причем графичность работ Черкасова – не столько внешняя характеристика, хотя понятно, что опыт работы в книге изваял мастера, особенно внимательного к линии. Но думается, что графичность – это проявление некоего внутреннего склада художника, в последние годы много работающего в живописи. Этот склад воплощается в соотношении пятен и масс на холсте, в особенностях техники, когда из последовательного наложения линий получается целостное полотно, имеющее объем и фактуру, в готовности к эксперименту (одна из новых работ выполнена на фанере и включает аппликацию).

Выставка трех замечательных художников дает уникальную возможность увидеть во Владивостоке в первую очередь искусство графики, которому авторы служат не только собственным творчеством. Так, В. Иванкин занимается исследовательской работой: в 2015 году вышел художественный альбом «Акварель. Традиции и современность», посвященный аспектам развития школы акварельной живописи с середины ХХ века по настоящее время. А. Машанов является куратором творческой дачи «Челюскинская». С. Черкасов популяризирует графику в издательской серии календарей. А значит умное и тонкое искусство будет продолжаться.

Куратор выставки Ольга Зотова, кандидат искусствоведения, доцент ШИГН ДВФУ, почетный член Российской академии художеств

Выставка проходит при поддержке администрации г. Владивостока в рамках цикла мероприятий, посвященных Дням мира на Тихом океане

Приморская организация союза художников России
Адрес: г. Владивосток, ул. Алеутская, 14а

Метки: , ,
Рубрика: Анонсы
Дата публикации:

Всего просмотров страницы: 1 642

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • Blogger
  • Twitter