Приморская государственная картинная галерея: Анатолий Заугольный «Ситуации с нами», 27 апреля — 20 мая 2011 года

Выставочный зал:
г. Владивосток, ул. Алеутская, 12

27 апреля 2011 года в 16:00 Приморская государственная картинная галерея представляет персональную выставку графических работ известного приморского художника Анатолия Заугольного. В экспозицию вошли 36 произведений, созданных в разное время, в течение двадцати лет.

Зрители смогут увидеть графические серии «Ситуации с сухими листьями», «Ситуации со стульями», «Ситуации у моря», «Ситуации с камнем», «Судьбы деревьев», «Умирающие деревни», «Колодец», «Ситуации в творчестве скульптора». Умение видеть за простыми обыденными вещами постоянное, вечное – сильнейшая сторона творчества Анатолия Заугольнова. Работы выполнены в различных техниках: акварель, карандаш, тушь, смешанная техника. Искусство художника обращено к духовному миру современника, требует работы души, напряжения чувства, осознания людских слабостей, и этим автор произведений стремится к нравственному совершенствованию зрителя.

О Заугольнове

Острое чувство ответственности художника за происходящее в окружающем мире, потребность сказать свое слово предостережения стали творческим импульсом рождения графических серий Анатолия Заугольнова «Ситуации с сухими листьями», «Ситуации со стульями», «Ситуации у моря», Ситуации с камнем", «Судьбы кораблей», «Судьбы деревьев», «Умирающие деревни», «Разрушенные храмы», «Колодец», «Ситуации в творчестве скульптора». За этим многообразием тем, волнующих художника, таится принципиально важное отношение к той жизненной действительности, с которой художник имеет дело. Ему чужда самоуспокоенность. Мучительные сомнения, раздумья о времени, о человеке, о людских отношениях определяют личность автора, а постоянное совершенствование, поиск и неустанный труд, четкие критерии и позиции в искусстве – кредо мастера. Анатолий увидел общность извечных вопросов и проблем человеческого бытия. Своими произведениями художник пытается взволновать зрителя, заставить его задуматься о прошлом, настоящем, будущем. Поэтому графические листы художника запоминаются зрителем как встреча с глубоко прочувствованными, выразительными произведениями.

Нынешняя персональная выставка имеет чёткую тематическую ориентацию – «Ситуации...». В ситуациях с сухими листьями, у моря, со стульями, с камнем художник сближает героев своих графических листов с людьми, наделяет их характерами, индивидуализирует, проигрывает человеческие взаимоотношения. Настоящий художник может творить, только ощущая дух своей эпохи, её сложности, чаяния, драматизм, интерес к неизменным человеческим ценностям. Умение видеть за простыми обыденными вещами постоянное, вечное – сильнейшая сторона творчества Анатолия Заугольнова. Своеобразие его графических листов в их содержательной многоплановости, причём не сложный, постепенно открывающийся и наиболее доступный зрителям слой несёт, как правило, основную информацию. Дальнейшее раскрытие планов содержательности обогащает и дополняет то, что «лежит на поверхности», создавая ёмкий образ современной жизни в её только на первый взгляд простых, а на самом деле глубинных аспектах. Листья «Уставшие», «Слепые», «На обочине», «В яме», «Лицемеры» – вот далеко не полный круг разнообразных ассоциаций, которые вызывают полные драматизма листы художника, общей чертой которых является метафоричность образов. Как справедливо заметил искусствовед Виталий Кандыба, «Заугольнов сумел превратить ситуации с листьями в обобщённо-широкое иносказание о человеческой жизни в её извечных социальных и психологических проявлениях».

Примечательная черта станковой графики художника – умение видеть современный мир, с его проблемами, борениями, страстями, и особое ко всему этому неравнодушие. Потому в работах Анатолия Заугольнова почти не бывает ни отчужденности по отношению к изображаемому, ни даже умиротворённо-созерцательных настроений и интонаций. Полные тревоги размышления о будущем Земли, земной жизни пронизывают лист «Предчувствие» из серии «Ситуации с сухими листьями».

В самой разнообразной интерпретации трактуются природные мотивы в работах художника. Вглядываясь в натуру, изучая её в мельчайших подробностях, Заугольнов всё же стремится затем акцентировать внимание на главном мотиве, он изображает один или несколько больших листьев, камней, деревьев, проигрывая с ними различные человеческие ситуации. Листы «Диалог», «Одинокая», «Мыслитель», «Трое», «Осень жизни» – это простые фигуративные композиции, наименования которых, казалось бы, исчерпывают их содержание. Но внимательному зрителю открывается в этих произведениях еще один план, который обогащает и углубляет их значимость – мы имеем дело с характерными портретами. Образы природы художник связывает с человеческой жизнью. Так, в серии с деревьями одни юные, тянущиеся к свету, к жизни, другие старые, пожившие, много повидавшие «дерева». В нервных изгибах их обнажённых ветвей, в их узловатых «руках» – вечное противоборство, трагизм прощания и жажда возрождения, у каждого свой мир, прожитые лета, тайна бытия.

Графическое творчество Анатолия Заугольнова многопланово. Каждая новая тема побуждает художника к поиску особых образно-выразительных средств и решений. Работы выполнены в различных техниках: это акварель, карандаш, тушь, смешанная техника. Обращение к моральным проблемам заставляет художника искать средства интеллектуальной, философской наполненности произведений. И здесь надо отметить, что сама личность художника определяет его отношение к отбору материала, который он, переосмысливая, воссоздаёт на листе. Для него важно раскрыть нравственные стороны человеческих отношений, и художник стремится раскрыть мир человека прежде всего через образы хорошо знакомых ему предметов, будь это стулья, корабли, скамейки или колодец. Потому так важен неожиданный взгляд на вещи, благодаря которому всё вокруг – знакомое, привычное, примелькавшееся – вдруг увидится и откроется по-новому. Простые вещи неожиданно преображаются, обретая новый смысл, утверждая в пространстве листов и на плоскости свое существование. «Два окна», «Две скамейки», «Колодец. Уходящий символ», листы из серии «Ситуации со стульями» наполняются жизнью, где за мирно соседствующими скамейками, за горящими тревожным светом окнами, конфликтующими стульями, видятся простые и необыкновенно важные человеческие отношения, дела, поступки. В эти работы надо всматриваться, ведь в них появилась редкая возможность заглянуть в чью-то душу.

Художник часто обращается к драматическим сюжетам, серии: «Разрушенные храмы», «Умирающие деревни», «Старые заборы», «Судьбы кораблей». Искаженно нарисованные корабли, распиленные и выброшенные штормом на берег, зияющие тёмными окнами покосившиеся дома и завалившиеся заборы вымирающих деревень, разрушенные святыни воздействуют эмоционально, активизируя арсенал зрительных образов и воспоминаний. Изображаемая в листах напряженная ситуация и композицией и цветом показывает всю сложность бытия. Но несомненно, что именно присутствие во многих работах драматического подтекста и эмоциональной напряженности духовно обогащает зрителя. Ведь проникнуться состраданием — это значит стать более отзывчивым, более чутким, сочувствствующим.

Акварель становится глубоко философичной, когда художник вверяет ей свои непростые раздумья о человеческой жизни, о том, как неотделима она от жизни природы и как сама природа, загадочна и вечна (триптих «Стремление к полёту»).

Для творческого метода Анатолия Заугольнова характерны скупость и вместе с тем эмоциональная содержательность приёмов, отсутствие развёрнутого повествования. Особенность композиций – низкий горизонт. Автор стремится усилить монументальное звучание образов-символов. С другой стороны, разномасштабность отдельных элементов нагнетает драматизм, усиливает экспрессивность. Нервные, напряжённо вибрирующие, пульсирующие ритмы штриха, чёткая ритмизация чёрно-белых или цветных пятен и линий, совмещение статики и динамики обогащают станковые листы художника, наделяют их жизненностью и многозначностью.

Заугольнов – рисовальщик. Рисунок для него – питательная среда, из которой вырастает всё им созданное, поэтому, он у художника открыто эмоционален. Состояние автора, восторг от встречи с натурой, выражается в живости линии, в росчерках, как бы непроизвольных и неуправляемых, но в конце концов обретающих лад и строй. Щедро, темпераментно, увлечённо разнообразные штрихи рождают в работах движение, переходы пространств, делают пластически выразительными предметы. Интересны листы, в которых подчёркивается многодельность технического решения, точность избранных пластических ходов, тональность моделировки формы. Но техническая виртуозность здесь не самоцель, она подчинена у художника выявлению внутреннего психологического состояния.

Графические циклы Анатолия Заугольнова открыто публицистичны. У художника особая способность по-новому видеть в жизни то, что примелькалось, мимо чего мы проходим не замечая. Не искажая естественных форм предметов, легко, различными средствами, художник достигает удивительной выразительности, побуждающей зрителя к глубоким раздумьям. Размышляя о социальных, нравственных, эстетических коллизиях нашего времени его «Ситуации...» выражают сложность человеческой жизни, всё, что в ней неясно и не изречено, непередаваемо никакими словами.

Личность Анатолия Заугольнова поражает неистощимой энергией, убеждённостью и преданностью высоким нравственным идеям, остротой реакции на актуальные проблемы современности. Он один из тех думающих художников, у которых вещи не только хорошо построены и ярко эмоциональны, но за ними ещё всегда есть продуманный замысел. Его искусство обращено к духовному миру современника, его произведения требуют работы души, напряжения чувства, и этим он духовно поднимает зрителя, осознавшего пагубность обличённых художником слабостей.

Алёна Даценко
искусствовед, главный хранитель
Приморской государственной картинной галереи

Приморская государственная картинная галерея
Адрес: 690091, г. Владивосток, ул. Алеутская, 12
Телефон: +7 (4232) 411-144, 411-195
URL: www.primgallery.com
График работы: понедельник — четверг с 9:00 до 18:00, пятница с 9:00 до 17:00
Адрес: 690106, г. Владивосток, Партизанский проспект, 12
Телефон: +7 (4232) 427-748
График работы: понедельник — четверг, суббота — воскресенье с 9:00 до 18:00, пятница с 9:00 до 17:00

Метки: , ,
Рубрика: Анонсы
Дата публикации:

Всего просмотров страницы: 4 383

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • Blogger
  • Twitter