Музейно-выставочный комплекс ВГУЭС: Лидия Козьмина «На уровне глаз», 10 — 30 ноября 2014 года
При сопоставлении ранних работ Лидии Козьминой с работами последних лет нет ощущения пласта времени, когда хочется говорить о «поворотах» или «переломах» в жизни художника (хотя с момента окончания Дальневосточного государственного института искусств прошло больше двадцати лет). Напротив, рождается чувство некоего постоянства мира, который с момента сотворения и до сего дня существовал и будет существовать в его диковинности и многообразии. В нем живут сирены и русалки, ежи и вороны, деревенские мужики и бабы, странствующие музыканты и актеры, китайские императрицы и волхвы, курсанты и смотритель маяка, а еще живые существа – маленькие человечки, которые вдруг выглянут из створок раковины. Художнику остается увидеть все это и перенести на холст.
Индивидуальное видение, узнаваемый художественный язык отличали Л. Козьмину с самого начала. Так называемое вхождение в профессию пришлось на драматические для России 1990-е. Особая атмосфера царит в среде художников-студентов тех лет, всерьез готовых к служению искусству. К слову, на состоявшейся в 2012 году выставке, посвященной 50-летию Академии искусств, работы выпускников 1990-х представляли собой наиболее разноплановый и интересный пласт современного искусства. Ведь именно в тот период для российских художников происходит настоящее открытие мира, ранее находившегося за железным занавесом.
У поколения Л. Козьминой формировалось особое чувство свободы, обусловленной не только возможностью работать в той творческой манере, которую художник выбирал сам (деидеологизация, произошедшая в 1990-е, это позволяла), но и существованием вне рамок конкретной территории. Творческие поездки в Китай, Японию, Австралию, Германию, Республику Корея, начавшиеся в конце 1990-х и сегодня ставшие регулярными, дают возможность художнице наблюдать традиции других культур. Постепенно формируется удивительно разнообразный, загадочный, красочный мир искусства Лидии Козьминой.
Ей удается сплести воедино трудно совместимые восточные и европейские мотивы: созданный художницей мир говорит о личном знакомстве с культурой других стран. Это знакомство дает удивительно плодотворный и эстетически ценный результат. Поездки для участия в выставках в разные страны становятся одновременно настоящими культурными экспедициями. И потом росписи на стенах монастыря Джоканг в Лхасе, городской ландшафт Лейпцига, воздушный мостик китайской Венеции Джоуджуанг, керамическая фигурка терракотовой армии Цинь Ши Хуаня вдруг обнаруживаются в орнаменте дверц шкафа и изображении на веере в натюрмортах, картинке за окном кукольного дома и других деталях живописных и графических работ. Некоторые вещи сюжетны и отсылают к конкретной истории, либо месту, как, например, «Тысяча деревьев для Цы Си» — к истории императорских династий Китая, а «Тибет» — к существованию одной из самых труднодоступных для массового посещения территорий.
Творчество Л. Козьминой вызывает в памяти известный спор, возникший в русском искусстве в конце ХIХ века, что важнее: «что писать?» или «как писать?». У Лиды все сошлось удивительно гармоничным образом. На первый вопрос она отвечает калейдоскопом сюжетов, выдающим художника думающего, готового к некоему исповедальному высказыванию (в некоторых работах зашифрованы ситуации, связанные с личной биографией). Ответ на второй вопрос очевиден: виртуозное владение техническими приемами письма в живописи и графике, использование элементов коллажа в графических листах, подчеркивающее фактуру материала. Все вместе делает творчество Лидии Козьминой одним из самых заметных явлений в дальневосточном искусстве. На вернисаже состоится презентация художественного альбома «Живопись и графика Лидии Козьминой», вышедшего в свет в сентябре 2014 года. Издание напечатано в Москве и содержит 130 репродукций живописных и графических работ художницы.
Музейно-выставочный комплекс ВГУЭС
Адрес: 690014, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41, главный корпус, 1-й этаж
Метки: ВГУЭС, Владивосток, Козьмина
Рубрика: Анонсы
Дата публикации:
Всего просмотров страницы: 3 106