7 Международный Кинофестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Pacific Meridian», Приморский государственный объединенный музей имени В.К. Арсеньева: Выставочный проект «Территории единения», 20 – 24 сентября 2009 года
Кинофестиваль «Pacific Meridian» и Музей им. Арсеньева имеет честь представить выставку видео произведений, посвященную феномену единения и сопричастности в контексте современной политической и социальной ситуации.
Музейно-выставочный центр ПГОМ им. Арсеньева
г. Владивосток, ул. Петра Великого, 6
Падение Берлинской стены, студенческие выступления на площади Тяньаньмэнь, победа движения «Солидарность» на выборах в Польше, масштабные забастовки шахтеров в СССР — 1989 год, скорее всего, был одним из самых значимых в новейшей истории, а на мировом политическом ландшафте начались радикальные трансформации.
Оценивая все последствия, надо отметить, что именно процесс объединения Германии запустил механизм демонтажа социалистического лагеря, и мировая история вышла на новый этап. Берлинская стена, ставшая символом грандиозного идеологического противостояния, оказалась самым красноречивым олицетворением коллективного волеизъявления. Рассуждать о причинах, которые привели к разрушению этого барьера, сейчас уже нет смысла. Как, впрочем, нет смысла говорить о причинах появления самой стены. Однако этот физический барьер уникален своим парадоксальным смысловым наполнением.
Стена романтизировала все противоречия капитализма. Из-за мрачных бетонных ограждений консюмеристский транс представлялся воплощением разного рода лозунгов о свободе и равенстве. В то же время социалистический лагерь, несмотря на все те иррациональные и антигуманные явления, которые имели место, все еще грезил воплотиться проектом утопического будущего, где все социальные противоречия оставались бы лишь смутной документацией былых эпох.
С одной стороны, стена была неким полигоном идеологической борьбы, где политическое и социальное в состоянии перманентного боя отстаивали свое право на будущее. И именно там, на этой разделительной линии, будущее и конструировалось, обретая политические очертания нынешней реальности. С другой стороны, сам факт преодоления этого барьера служит яркой иллюстрацией наивысшей степени единения. Солидарности в ее самом крайнем проявлении. Когда экзистенциальный ужас перед властью притупляется, и коллективная воля сметает все на своем пути.
Опыт прошедших двадцати лет не подразумевает возможности сформировать проект тотального единства в настоящем. Очевидно, что сегодня когнитивное поле единения — некая мысль, объединяющая людей — расслоилось на независимые территории, связи между которыми имеют эпизодический характер. Экзистенциальный режим солидарности сместился в область частных фетишей, личной выгоды, борьбы всевозможных меньшинств за свои права. Даже в границах единых социальных групп существует множество сообществ, суверенных миров, чьи контакты друг с другом сведены к примитивному обмену материальными продуктами.
Единственное, что еще может объединять, очерчивается рамками информационных поводов, животных инстинктов и реакций на воздействие внешних, зачастую природных факторов. Однако такие моменты единения кратковременны и мгновенно удаляются из памяти. Они могут подарить лишь иллюзию сопричастности. Сегодня лишь область чудесного, строго трансцендентного реальности может претендовать на статус особого положения — утопического пространства, где синхронное движение коллективных тел может предъявить себя реальности. Учитывая то, что примат логики и рациональности оставил «чудесному явлению» лишь скромное место аттракциона, развлекающего толпу, безусловным чудом может быть лишь то, что противостоит самой жизни. Это может прозвучать ужасно, но только смерть обладает потенциалом тотального объединения. Уничтожая все противоречия, границы и различия, она конструирует мир, лишенный разобщенности.
Андрей Василенко,
куратор экспозиции
Выставка «Территории единения» представит произведения известных художников, в биографии которых участие в крупномасштабных интернациональных проектах и персональные выставки в ведущих музеях и галереях мира.
Участники:
Яэль Бартана (Израиль/Нидерланды)
Арая Расдъярмреарнсоок (Таиланд)
Артур Жмиевски (Польша)
Алексей Булдаков (Россия)
Метки: Владивосток, ПГОМ имени В.К. Арсеньева
Рубрика: Анонсы
Дата публикации:
Всего просмотров страницы: 5 529