Галерея «PORTMAY»: Виталий Медведев «Круговорот», 8 апреля — 4 мая 2011 года
В государстве ромашек
Известный искусствовед Виталий Ильич Кандыба, ныне, к сожалению, покинувший Владивосток, но по-прежнему пристально наблюдающий за развитием приморского искусства, размышляя о выставке преподавателей Дальневосточной Академии искусств, где были представлены и живописные произведения Виталия Медведева, писал: «Выставка преподавателей академии — наглядный пример органического творчества. В нём содержится бесценный опыт великой традиции академической культуры и реализма…» И, обращаясь уже напрямую к творчеству автора этой экспозиции, он заметил: «Особенно наглядно эту органичность демонстрируют работы Виталия Медведева».
В.И. Кандыба всегда был и остается убеждённым сторонником реалистического искусства. И поэтому картины Медведева, конечно же, порадовали его хорошей академической подготовкой и преданностью традициям русского реализма, которые во второй половине прошлого века, преображенные уже советской эстетикой, и легли в основание дальневосточной живописной школы. Действительно, автору было, чьи традиции продолжать. Помимо Николая Жоголева, в мастерской которого он учился в академии, художественная манера Медведева испытала благотворное воздействие со стороны таких мастеров, как Иван Рыбачук, Кирилл Шебеко, Василий Доронин… Этих живописцев объединяло многое, например, прочная связь с натурой, которая всегда служила для них источником тем и сюжетов, постоянная работа на пленэре, искренняя любовь к дальневосточной истории, пейзажу, людям. Наконец, сколь бы ни самобытен был талант каждого из них, в целом их живопись несла в себе общие приметы большого советского стиля, причем с ярко выраженными дальневосточными чертами, которые они, собственно, и создавали. Прежде всего, это объективность изображения, внятный рисунок, масштабная композиция, которая была бы впору дальневосточному пространству, с его океанским горизонтом, таёжными далями, сопками и горными хребтами, крупный уверенный мазок, лепящий форму, и насыщенный плотный цвет.
Можно сказать, что приморская художественная среда и сформировала сегодняшний творческий облик Виталия Медведева, который оказался истинным продолжателем академической ветви дальневосточной школы живописи. И если взглянуть на поколение приморских сорокалетних художников, работающих в реалистическом направлении, то, пожалуй, именно в его картинах сфокусировались наиболее характерные признаки этой школы. Первая персональная выставка автора в стенах галереи PORTMAY убедительно показывает, что помимо профессионального мастерства, в его живописи уже явственно видна художественная индивидуальность, а лучшие картины являют собой уже не просто удачный пейзаж или натюрморт, а становятся одухотворенным образом приморской природы.
Виталий Медведев работает увлечённо и постоянно, и выставка «Круговорот» собрана из картин и этюдов, написанных буквально за последние три года. Такой результат, конечно, впечатляет, тем более, что здесь можно увидеть морские пейзажи, созданные на островах и побережье, деревенские и таёжные работы из разных уголков Приморья, этюды с Камчатки и даже целую серию холстов, привезённых из Китая. Создаётся впечатление, что художник вообще ни на один день не прерывает общение с натурой, не отводит взгляда от завораживающего течения времен года, от круговорота света и обновления в природе. И это, наверное, действительно так, поскольку художник живет в селе, и можно сказать, что работа на пленэре — его обычное творческое состояние.
И вот это погружение в бытие природы, существование в одном ритме с ней, мне представляется очень важным моментом, как для самого автора, так и для нас, зрителей. У художника в его произведениях, а затем и у зрителя появляется особое чувство сопричастности тому миру, что рождается на холсте. А жанровая палитра автора естественно связана с его образом жизни — это пейзаж и натюрморт, причём натюрморт именно сельский, когда, например, за тыквами не нужно идти на рынок, а стоит всего лишь выбрать в собственном огороде. А отдельные сюжетные работы опять же связаны с деревенским бытом.
Примечательно, что в натюрмортах живописца не встретишь цветочных букетов, ажурных занавесок на окнах, экзотических ваз, раскрытых книг, каких-нибудь там изысканных подсвечников и прочего, зачастую бутафорского антуража, которым окружают свою жизнь дачники или искусственно сочиняют художники на пленэре, чтобы, значит, было красиво. Дело в том, что автор не дачник, а житель этих мест. И он предпочитает писать яблоки в плетеной деревенской корзине, огурцы с грядки, крепкие головки чеснока, тыквы и кабачки, сваленные грудой на веранде, цинковые вёдра с колодезной водой, тяжёлые огородные подсолнухи в глиняном горшке… Мир его натюрмортов прост и органичен, он наполнен насущным смыслом, хранит долгий свет приморского лета, отдает зрителю живое тепло земли.
И вот что любопытно: после заката советского искусства с выставок практически исчезли новые картины, посвященные пахотным полям, вообще, земледельческому труду. Да, именно обычным крестьянским полям, с лошадками там, или тракторами и трактористами. А ведь в своё время подобные полотна заполняли выставки, и, признаться, изрядно надоели своим однообразием, казённым пафосом и скучной живописью. Припоминаются разве что холсты таких блистательных живописцев, как Аркадий Пластов и Евсей Моисеенко. Но произведения Медведева «Май» и «Неизбежный круговорот» — это не только настоящее возрождение темы, но и несомненный взлет в творчестве автора. Может быть, действительно, должно было пройти время забвения, чтобы, приморский художник нового поколения смог свежо и открыто увидеть эту ошеломляющую красоту весенней крестьянской земли, а затем с легкостью и вкусом, какие дают вдохновение и мастерство, воплотить на холсте. К этим работам как раз и можно отнести слова В.И. Кандыбы, когда он говорит о том, что Приморье в пейзажах Виталия Медведева «предстает заповедным обиталищем Божьего мира».
В этих картинах художник применяет один выразительный композиционный приём — он использует высокую линию горизонта, когда земля выходит на первый план, и зритель словно приподнимается над ней, смотрит с высоты птичьего полета. И сами весенние поля, темные, ещё с пластами тающего снега, или, наоборот, уже сверкающие нежными голубыми, лиловыми, сиреневыми и зелеными тонами оживающей природы, вдруг поднимаются в небо, наполняя полотно воздухом, головокружительной цветной высотой.
Пейзаж — это ежедневная мастерская Виталия Медведева, вот почему он замечает своеобразие каждой сопки и проселочной дороги, схватывает характер таежного распадка и берега острова Попова, сохраняет в колорите настроение майского или ноябрьского дня, которые он прожил в своем селе Прохладное. И если «Новонежинская пастораль», с её традиционным сельским мотивом, рождает ощущение отечественного пейзажа какой-нибудь среднерусской полосы, своего рода ностальгическое живописное воспоминание, то утончённая по тональности охристо-голубая работа «Там, за облаками», с дорогой, что уходит к подножью заснеженных гор, тут же приводит нас в Приморье. А совсем небольшие этюды вулканов Авачинский и Корякский тем не менее дышат камчатскими просторами. А праздничный сверкающий холст «Чудесный зимний вечер» неожиданно раскрывает декоративные возможности художника, под кистью которого январские деревья в глубоком снегу расцветают ледяными волшебными узорами на морозном стекле.
Замечательно, что манера художника не застыла, не привязалась жёстко к особенностям конкретной местности, к одному состоянию природы, а сохраняет пластичность, способна улавливать и передавать особенности разных ландшафтов и времен года. Вот почему совсем иную живопись мы видим на этюдах, написанных автором в южном китайском городе Джоу Джуан, стоящем на воде, который называют ещё китайской Венецией. Блеск воды и воздуха, текучий расплавленный цвет юга, восточная архитектура и незнакомая жизнь каналов не повергли художника в растерянность, а заставили его найти особый колорит и приёмы письма для своих впечатлений. Здесь и цвет, и сама фактура мазка приобретают импрессионистическую легкость и изменчивость, водяной город колеблется, мерцает, мгновенно меняется в мареве солнца или дрожании вечерних огней.
Родина у нас, как принято считать, вроде бы одна, и всё же в пространстве души у каждого она отдельная, своя собственная. У одних — это семья и деревня, у других — политика и коридоры власти, у третьих — чиновничий кабинет и коттедж, у четвертых — офис и бизнес, а ещё может быть — корабль и море… Всего не перечислить. У Виталия Медведева родина — это природа и живопись. Именно об этой родине писал поэт и натурфилософ Николай Заболоцкий: «В государстве ромашек, у края, / Где ручей, задыхаясь, поёт, / Пролежал бы всю ночь до утра я, / Запрокинув лицо в небосвод».
Александр Лобычев
Арт-директор галереи «PORTMAY»
Галерея «PORTMAY»
Адрес: 690091, г. Владивосток, ул. Алеутская, 23А
Телефон: +7 (4232) 302-493, 302-494
URL: www.portmay.ru
График работы: без выходных с 10 до 19, вход бесплатный
Метки: Portmay, Владивосток, Медведев
Рубрика: Анонсы
Дата публикации:
Всего просмотров страницы: 6 216