Владимир Чурсин. «Акварель и свечка. Акварель светоотражающими красками»
Акварель и свечка
Это специальная техника рисования, общая идея которой описывается в литературе по технике живописи. Все достаточно просто, но некоторые приемы приходится отрабатывать в процессе рисования.
Главная идея — лист бумаги протирается чем-то водоотталкивающим (воск, парафин). Я использовал кусочек парафиновой свечи. Протереть можно плашмя или ребром — будет разный видимый результат. Затем наносится слой краски. Такое чередование можно повторять несколько раз. Самое главное — при такой технике можно наносить гораздо больше слоев краски, чем при чистой акварели, а значит, можно точнее проработать форму предмета.
Бумагу можно использовать самую разную, мне больше нравится с неглубоким, хаотичным тиснением (что-то вроде «яичной скорлупы»). Но можно рисовать даже на обычном ватмане. Его, также как и акварельную бумагу, нужно смочить водой и натянуть на планшет, дать высохнуть, а после этого уже можно начинать рисовать.
От того, какой рельеф имеется на поверхности бумаги, будет зависеть и конечный продукт вашего творчества. Парафин остается на выпуклых частях этого рельефа и пятнышки, которые не будет закрашивать краска могут быть совершенно разными.
Иллюстрацией к технике рисования акварелью и свечкой может служить натюрморт «Ледяные фигуры»:
Чурсин Владимир. «Ледяные фигуры»
Акварель светоотражающими красками
В магазинах художественных принадлежностей вы можете купить акварельные краски со светоотражающими пигментами. Они могут называться «серебро», «золото» и «медь» и иметь цвет, соответственно, белый, желтый и кирпично-красный. Как же нарисовать картину такими красками?
Первым делом нарисуем изображение обычной акварелью. На этом этапе мы определим светлые и темные части изображения. Картина должна быть полностью законченной (фотография картины «Гвоздики», 37×37 см, сделана при боковом освещении):
Чурсин Владимир. «Гвоздики»
Далее работаем светоотражающими красками. Прежде всего определяем места, где должны быть проложены светоотражающие краски. Теневые места картины оставляем нетронутыми, а вот места, куда падает свет от мнимого источника света в картине начинаем закрашивать. Используем наиболее подходящий по цвету пигмент: белый (серебро), желтый (золото), кирпично-красный (медь).
Планшет с готовой акварелью нужно расположить так, чтобы свет от источника отражался от бумаги. После первых мазков такой краской уточняем свое положение относительно планшета, чтобы лучше видеть результаты своей работы.
Работать нужно аккуратно, чтобы не потревожить нижние слои краски. Для облегчения задачи можно попробовать с самого начала протереть лист бумаги парафином (что и было сделано в этой работе).
Светоотражающие краски можно накладывать более или менее разведенными, таким образом получая разную степень отражения света. Все время смотрим на акварель в отраженном свете и определяем места, где должны быть проложены эти краски. Места бликов — прокладываем гуще, большие освещенные поверхности — менее интенсивно.
В классической акварели, грубо говоря, мы оставляем белое незакрашенным, а закрываем краской более темные места. А в этом случае — задача обратная: нужно прорисовать световыми красками как раз места освещенные.
На этой фотографии акварельной картины вы можете видеть результат такой работы (фотография картины в отраженном свете):
Чурсин Владимир. «Гвоздики»
Когда все закончено, акварель обычно оформляют под стекло. Но в данном случае нужно учесть, что обычное стекло будет отражать источник света и увидеть картину во всей ее красе будет сложно.
Для оформления таких акварелей нужно использовать специальное безбликовое стекло, которое очень слабо отражает свет, падающий на картину.
И последнее, когда вы повесили картину на место, хорошо будет, если вы предусмотрите специальный направленный источник света (либо можно взять на время просмотра и обычную настольную лампу), который должен быть размещен так, чтобы зритель мог любоваться вашей картиной в отраженном свете.
Статья размещена с согласия автора
Владимир Чурсин: box artslider.com
Страница автора: www.artslider.com
Остроумно. Напомнило технику росписи писанок к Пасхе или батик. Вот еще вспомнилось. Американский физик Роберт Вуд придумал как-то способ освещения картин, при котором свет на картину подавался или падал через проэктор заряженный ч-б слайдом с этой-же картиной. все контуры должны совпасть. Смысл в том, что контраст меду освещенными участками изображения и тенями многократно увеличивается приближаясь к естественному. Когда подсветку выключали, картина казалась присыпанной пылью.
Остроумно. Напомнило технику росписи писанок к Пасхе или батик. Вот еще вспомнилось. Американский физик Роберт Вуд придумал как-то способ освещения картин, при котором свет на картину подавался или падал через проэктор заряженный ч-б слайдом с этой-же картиной. все контуры должны совпасть. Смысл в том, что контраст меду освещенными участками изображения и тенями многократно увеличивается приближаясь к естественному. Когда подсветку выключали, картина казалась присыпанной пылью.