Приморская организация союза художников России: Персональная выставка Заслуженного художника РФ Николая Большакова, посвященная 80-летию художника, 7 — 23 декабря 2018 года
Персональная выставка Заслуженного художника РФ Николая Большакова, посвященная 80-летию художника, проходит в залах Приморского отделения Союза художников России.
Стаж в искусстве Николая Большакова более пятидесяти лет. И это делает его сегодня исторически интересной и значимой фигурой. Ведь его поколению судьба предписала творить в двух разных исторических эпохах — в советской и постсоветской.
Более сорока лет своей художественной деятельности Большаков связан с Приморьем. В нём показательно проявилась родовая черта наших живописцев, начиная с 1960-х годов, а именно, порыв поколения художественно осваивать Дальний Восток в творческих путешествиях. На многих выставках он вместе с товарищами расширил представление о советской родине за счёт никогда невиданных до этого в национальной живописи территорий — Курил, Камчатки, БАМа. В то же время на фоне множества наших художников Н.Е. Большаков при общих с ними чертах «дальневосточности» выделялся на выставках коренными «большаковскими» свойствами своей живописи. Это обнаружилось в решительной склонности к весомой содержательности полотен, в желании нечто высказать в них через столь же содержательную живописную выразительность. Трудного единства формы и содержания классического образца он добивался целеустремлённо и успешно.
А за такой преданностью идеалу стоит незаурядный характер, уходящий корнями в древнюю почву. Большаков русский из русских по происхождению – он новгородский. Через почву его новгородской родины, веяния её древней истории, через её неистребимый дух христианства, – благодаря этому сложился духовно здоровый, нравственно крепкий внутренний мир Николая Большакова. А это могло повлиять на образы мира, творимые его кистью, особенно в пейзажах. Это не пейзажи настроения с их капризной переменчивостью эмоциональных мелодий, стенографией движения души живописца. Нет, что шикотанская панорама Тихого океана, что интимный уголок русской провинции – всё рождается из наслоений продолжительных созерцаний, из сосредоточенных любований избранных мотивов природы. В результате они очищаются на холсте от привкуса импрессионистической одномоментности «здесь и сейчас».
Пейзажное творчество Большакова отмечено следующей особенностью. Тематически оно распадается на две равные половины. Сначала он отдался с полной выкладкой общению с Дальним Востоком в первые двадцать лет творчества. А затем он сменил курс своих поездок на прямо противоположный. Последовали многомесячные выезды по городам средней полосы России, по Беломорскому Северу, на Соловки. И так год за годом, проявив одержимую целеустремлённость, богатырскую выносливость в полевых условиях многотрудных путешествий. Эти перемещения по лицу русской земли оказались по внутреннему своему смыслу паломничеством, откровением и открытием Святой Руси. На этот смысл непосредственным образом указывают холсты Большакова.
Его повлекло «на корень», в земли, на территории которых началось историческое бытие русского народа. Именно в такой большой содержательный контекст включены картины цикла, который по-горьковски можно было бы назвать «По Руси». Поразительно, что в таком содержательном ключе он начал работать ещё в советские, а значит – непримиримо атеистические времена.
Необъятный космос природы и столь же неисчерпаемый микромир человеческой души всегда были равно интересны Николаю Большакову. Пейзажист и портретист сосуществовали в нём на одинаково высоком уровне мастерства и своеобразия. Переходя от природы к человеку, Большаков никогда не ограничивался пейзажно-внешним взглядом на модель. Вы не встретитесь у него с персонажем, который «строился» бы извне, на чисто живописном впечатлении от человека. Его портретные герои являются в полотнах «весомо, грубо, зримо» с отчётливо выраженной телесной и душевной осязательностью. Это человечески самодостаточные люди, а не фантомы, производные из самовольных живописных концепций.
В своих циклах Н. Большаков обращается к теме средневековой истории (триптихи «Художники-иконописцы» и «Детство»), к острой теме русской деревни ХХ века, подвергшейся укрупнению («Брошенные деревни»), теме Гулага, непосредственно связанной с его собственной семьей.
Н. Большаков относится к числу дальневосточных художников, которых называют классиками на все времена. Его творчество олицетворяет время.
Релиз подготовлен по тексту Виталия Кандыбы
Приморская организация союза художников России
Адрес: г. Владивосток, ул. Алеутская, 14а
Метки: Большаков, Владивосток, ПО СХР
Рубрика: Анонсы
Дата публикации:
Всего просмотров страницы: 1 739