ПГОМ имени В.К. Арсеньева: в рамках культурной программы саммита АТЭС-2012 выставка «Буддизм в России», 5 сентября — 5 декабря 2012 года

Музей имени В.К. Арсеньева
г. Владивосток, ул. Светланская, 20

История буддизма в России насчитывает более 400 лет. До конца ХХ века буддистами официально считались буряты, калмыки и тувинцы. Судьба буддизма во всех трёх регионах — Бурятии, Калмыкии, Туве — складывалась похожим образом, ибо связана она с вехами истории России, частью которой они являются.

Сегодня Бурятия является духовным центром, объединяющим всех буддистов России. Здесь находится резиденция Главы буддийской традиционной сангхи (общины) буддистов России. Именно здесь находятся три святыни буддизма: знаменитая скульптура Сандалового Будды Зандан Жуу, живописный свод Атлас тибетской медицины и Нетленное тело Хамбо Ламы Даши Доржо Итигэлова.

Скульптура Зандан Жуу считается наиболее древним изображением Будды, по легенде, прижизненным. Полагают, что появление в бурятских землях Сандалового Будды в начале ХХ века — знак для развития и процветания буддийского вероучения в российском регионе.

Атлас тибетской медицины является живописным сводом иллюстраций из 76 листов к основному медицинскому трактату Чжуд-ши XII века. Он является практически единственно доступной копией тибетского подлинника XVII века. Тибетская медицина является частью буддийского Учения, значение Атласа как памятника средневековой культуры Тибета определяется тем, что он вобрал в себя уникальное наследие медицины Востока. Это наука о жизни, её целесообразном устройстве на «благо всех живых существ».

Нетленное тело Хамбо ламы Итигэлова является удивительным феноменом, мировой сенсацией. Хамбо Лама Итигэлов из глубочайшего сострадания к верующим и живым существам сохранил и оставил своё тело, которое стало для тысяч и миллионов верующих святыней. Поклониться его Драгоценному телу приезжают буддисты со всего мира.

Выставка отражает картину своеобразной культуры и искусства региона на протяжении XVIII — начала ХХ вв. В экспозиции представлены следующие виды буддийского искусства: живопись «танка», образцы скульптуры из дерева, папье-маше и металла, предметы декоративно-прикладного искусства, костюмы мистерии Цам. Выставка дополнена фотографиями известных буддийских деятелей России, исторических и современных дацанов, храмовых и домашних алтарей, предметов буддийского культа.

Специально для выставки воспроизведены 9 высококачественных копий листов Атласа тибетской медицины из собрания Национального музея Республики Бурятия, который являются святыней буддийского мира.

Проводится презентация в формате 3D уникальных даров Главы буддийского духовенства Восточной Сибири Пандито Хамбо-ламы XII Д.Д. Итигэлова членам императорской семьи по случаю юбилейных торжеств 300-летия Дома Романовых из собрания Российского Этнографического музея. Также представляется уникальная возможность познакомиться с творчеством знаменитого бурятского ламы-скульптора С.Ц. Цыбикова (1877—1934), ученика Хамбо ламы Д.Д. Итигэлова из собрания Национального музея Республики Бурятия.

Выставка будет открываться с образа «Зандан Жуу», Будды, возвестившего великое Учение всем живым существам. Далее продолжится показ буддийских икон (танка) с образами божеств, святых, различных сюжетов, иллюстрирующих вероучение.

Танка (тиб. тхангка — «плоский образ», «письмо») — живописное изображение, восходящее на семантическом уровне к понятию «книга», «документ», так как в какой-то мере воспроизводит некое содержание, персонаж пантеона и его сакральное существование. Танка несёт информацию, заключающую в себе знания и мудрость буддийского Учения. Воплощением, покровителем Мудрости, носителем божественного откровения является бодхисаттва Манджушри, легендарный ученик Будды Шакьямуни. Культ Манджушри популярен в Тибете, Китае, Монголии и Бурятии. В Бурятии особо почитались учёные люди, а стремление к знаниям и просвещению ставилось на первое место, поэтому бодхисаттва Манджушри со своим «сияющим мечом мудрости», рассекающим тьму невежества и книгой-сутрой был одним из самых почитаемых божеств.

В XIX веке создавались ремесленные центры во многих районах Забайкалья, наиболее известными были мастера — универсалы из местности Оронгой, где была создана первая профессиональная школа деревянной резьбы. Школу возглавлял лама-философ, известный скульптор С.Ц. Цыбиков из Янгажинского дацана. А также были известны центры обработки металла в Закамне, Мухоршибири и других районах. На выставке экспонируются произведения местных мастеров: скульптура из дерева и папье-маше, из металла — в смешанной технике (чеканка и частичное литье), ритуальные и музыкальные предметы.

В домашних алтарях использовались различной формы киоты гуу. В гуу вкладывались миниатюрные танка — цакли и маленькие глиняные барельефы цаца. На выставке экспонируются три деревянных гуу раннего происхождения.

Кроме этого, на выставке представлены два костюма персонажей буддийской мистерии Цам: гневных хранителей (докшитов) и божеств мандалы Калачакры.

Цам (тиб. «чам» — танец) — буддийская мистерия, представляющая собой священные танцы и пантомиму в масках. Проведение таких обрядов преследовало следующие цели: способ умиротворения и нейтрализации злых духов для наступающего Нового года; подготовка души к тому, что ожидает человека после смерти в период «бардо»; средство, ведущее к Просветлению.

Выставка сопровождается каталогом на русском и английском языках.

Приморский государственный объединенный музей имени В.К. Арсеньева
Адрес: 690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 20
Телефон: +7 (423) 241-3896, 241-4089
URL: www.arseniev.org

Метки: ,
Рубрика: Анонсы
Дата публикации:

Всего просмотров страницы: 2 772

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • Blogger
  • Twitter