Артэтаж — музей современного искусства: молодёжная выставка «Фуникулёр 4», 1 — 28 февраля 2013 года
С появлением в 19 веке фото и кинокамеры перед художниками встали вопросы о новых целях и задачах изобразительного искусства: Зачем рисовать мир Видимый, если теперь это дело техники? Как изобразить мир Знаемый, если его нельзя увидеть глазами? Какова роль искусства в повседневной реальности и в вечности человеческого сознания?
В начале века двадцать первого актуальность этих вопросов лишь возросла.
Современным художникам ничуть не легче и даже труднее искать свои ответы: за сто лет много сказано о традиционных ценностях языком нового времени; двадцатый век — время обретений новых визуальных способов описания Мира.
Молодым художникам ещё сложнее: им, во-первых, необходимо решить для себя вопросы, связанные с овладением ремесленным мастерством. И одновременно постигать контекст современного искусства (вне которого никакое новаторство не может быть ни понято, ни оценено), и создавать свой пластический язык переживания реальности, что совсем не просто. Эта сверхзадача для особо одарённых!
На выставке «Фуникулёр 4» представлено как видовое: живопись, графика, фотография, керамика (не хватает, пожалуй, инсталляций), так и в жанровое: исторический (история современности), бытовой, портрет, пейзаж, натюрморт, — разнообразие работ.
Это не только ученические штудии ДВГА и ВХУ, но и пластические поиски и находки новых образов и форм выражения современной реальности с её сказками, мифами и миражами.
Наиболее интересные, с нашей точки зрения, работы:
- Графика:
- Алексеенкова Юла, «Большая трапеза», «Сарай», «Инь-Ян», иллюстрации к «Миргородским повестям», Н.В. Гоголя, 2012, бумага, смешанная техника.
— Интересен спор-диалог первого и второго плана за право быть главным в контексте интерпретаций произведений. Диалог образов, мастерски визуализирован посредством тонового и фактурного контраста. - Панков Антон, «Кот Роршеха», «No pasaran!», «Бомба», «Hate love», 2012, бумага, векторная графика.
— Современные возможности векторной графики, помноженные на интеллект и талант художника, обеспечили прекрасный результат: просто и доходчиво о самой сути происходящих в стране/мире событий. - Игнатеноко Ольга, «Осенний натюрморт», «Катера и яхты на берегу», «Дворик», 2012, бумага, гуашь.
— Вечная повесть о красоте и гармонии нашего Мира построена на тонких нюансах цветопередачи. - Лапин Антон, «Зов предков», 2012г., бумага, компьютерная графика.
— Образ мальчика интегрирован в плоскость белого листа путём сочетания суховатой линейности графики и сочной живописности цвета (в лучших традициях дедушки современного искусства — П. Сезанна).
-
Коллаж:
- Гавлицкая Мария, Зимина Дарья, Соболева Анастасия, Ельцова Ксения, Масленникова Лиза, Блохина Анастасия, «FOREVER YOUNG», 2012, пластик, акрил, смешанная техника.
— Выполненный в смешанной технике образ выдающегося художника и талантливого преподавателя Евгения Евгеньевича Макеева интересен, узнаваем и оригинален. - Якушко Эльвира «Без названия», виниловые пластинки, акрил, пастель, аэрозоль.
— Фрагментарность образов, воспроизведённых на не типичных, но знаковых (виниловые пластинки) объектах, собранная в композиционную целостность, создаёт интересный эстетический эффект.
-
Живопись:
- Долгополова Анастасия, «Дом для чайника», «Бабочка, карандаш и летучая мышь», «Поющие ракушки», холст, масло.
— Талантливо, профессионально и разнопланово (в хорошем смысле). - Обманец Даниил «Четвёртое измерение», холст, масло.
— Интересный сюжет, хорошее письмо. - Шошина «Купание в проруби II», квадриптих, холст, масло.
— Контрастно, интересно и по форме, и по содержанию. - Коваленко Михаил «Валютчицы», 2012, «Лихие 90-е», 2011, холст, масло.
— Интересно и по форме, и по содержанию. - Галактионов Василий, Воробьёв Захар «Мысли вслух», «Пионеры Снеговизма», 2012, холст, масло.
— Разнопланово (в хорошем смысле), интересно по форме и содержанию. - Весна Ксения «Пасечник», «Балкон», холст, масло.
— Хорошая живопись. - Никонович Юлия «Скалы», холст, масло.
— Хорошая фактурность цветопередачи. - Казанцев Александр «Портрет Э.М. Рыкунова — жителя о-ва Рейнике».
— Живописно. - Гунько Светлана «Звездочёты» холст, масло.
— Лаконичная простота композиции и душевность сюжета. - Ситников Андрей, «Новый год», 2013, холст, масло.
— Живописно. - Ситникова Екатерина «Автопортрет», 2012, картон, масло.
— Интересно. - Леви Ева «Не спится», 2013, оргалит, масло.
— Несколько заумно, но имеет право быть.
-
Фотография:
- Глухова (Шульгина) Мария «Фактуры Земли».
— Не может ни вызывать восхищения красота и совершенство фактурного многообразия нашей планеты.
Искусство с незапамятных времён выполняло и продолжает выполнять роль амортизаторов между реальностью и человеческим сознанием. Амортизаторов эмоциональных и интеллектуальных. В настоящее время роль и ответственность художника качественно возросла в силу резких и быстрых перемен — социальных, эмоциональных, этических.
Общий тон визуальных образов «Молодёжки 2013» позитивен. Позитивен, не смотря на реалии негативных акцентуаций в новостях российского ТВ, радио и информационных порталов Интернета. Значит, что молодые художники Владивостока — не рефлексирующие на чужие мнения существа, но люди думающие самостоятельно.
Перефразировав известное изречение, о «Фуникулёре 4» можно сказать: «Не негативом единым жив молодой человек».
Сейчас (как и всегда) особенно важно каждому художнику (да и любому человеку) осознавать всю меру личной ответственности перед реальностью за то, что ты проявляешь в Мир посредством карандаша, кисточки и др. (посредством своих мыслей, желаний, действий).
Художник — это особая профессия с особыми задачами. Его жизнь — это движение по пути постижения природы реальности; поиска своего личного пластического способа и формы её выражения.
Горазда Лунекова
Искусствовед, куратор
1 февраля 2013 г.
ХМ УНМ ДВФУ Артэтаж — музей современного искусства
Адрес: 690950, г. Владивосток, ул. Аксаковская, 12
Телефон: +7 (423) 260-8902
График работы: понедельник — пятница с 10 до 18, суббота — воскресенье с 11 до 17, вход бесплатный