Александр Городний. «Форточка в Европу. Часть 2»
От Санкт-Петербурга до Брюсселя, это как от Владивостока до Суньфуньхе. Только с визами поаккуратней. В моём случае, представив наших художников на выставке «Уровень моря» осенью 2009 года в Манеже на Неве и две недели благополучно прождав визу в Питере, я рванул к знакомым фламандцам. В аэропорту Брюсселя, пощёлкав фотиком висячие объекты Панамаренко (Panamarenko), меня встретила «принимающая сторона» Кристин Стилл (Christine Steel) — давний друг и куратор многих выставок во Владивостоке. Разместившись у Кристин в сказачно-средневековом Брюгге, мы ежедневно совершали набеги куда хотели на её антикварном SAABe по дорогам Фландрии. Естественно, первым делом посещали музеи, галереи, студии художников. Люк Туйманс (Luc Tuymans), к которому я рвался в первую очередь (один из героев выставки Extremities в Артэтаже’2006), оказался в это время с выставкой в Америке, другой участник экстрима во Владивостоке, Гийом Бейл (Guillaume Bijl) был то ли в запое, то ли где-то на курорте. Панамаренко оказался вообще недосягаем, похоже, он там как наш Никас Сафронов в Москве, но я застал и был рад видеть в своей адаптации Дирка Бракмана (Dirk Braeckman) — фотографа в громадном ателье с ассистентами. Надев белые перчатки, он с удовольствием демонстрировал свои огромные фото-листы на металле, дорогущую аппаратуру и какой-то супер-диван с историей. Оставалось мне только щёлкать языком. В Антверпене попал на великолепную выставку компьютерной графики Ан-Ми Ван Керкховен (AMVK), встретился дома с Данни Дэвосом (Danny-DDV — лидер группы Club Moral Band, выступал у нас с панк-концертом «555» в клубе «Премьера» 05.05.05г. — он же муж AMVK). Здесь вновь меня, уже побывавшего во многих домах обывателей Фландрии, поразили размахи количества комнат, этажей, винных подвалов и внутренних садов и садиков в своих двориках. «Чтоб я так жил» приходит в голову, но как-то грустно становится тут же от равнинных пейзажей…
В городе Гент замечательные музеи. Первый, куда меня привели это S.M.A.K. — Муниципальный музей актуального искусства и его замечательный директор Филип Ван Коутерен (Philippe Van Cauteren). Филип провел по тысячам квадратных метров залов актуальных экспозиций, огромным запасникам музея (где я заприметил на полках наших — Илью Кабакова, Олега Кулика), потом, угостил в ресторане национальной кухней и повёз в дом творчества к художникам. Несмотря на поздний час и приличное расстояние от города, там было полно народу и почти все пили пиво. Помню, один из новых знакомых назвал себя местным Пиросмани, другой Micael, оказался известным всей Европе художником, дружелюбно пригласил к себе в студию c камином и роялем в огромной зале. Он временами музицирует с друзьями. Через стеклянную стену, под дождиком на нас смотрел в зелени почти английский парк.
Вторым открытием в Генте стал для меня музей MSK Gent. Побродив среди шедевров,
знакомых по репродукциям с детства, я наткнулся на «Несение креста» И.Босха (Heronymus Bosch), чуть не встал на колени…! Здесь же, в музее, порадовался за местных инвалидов, катающихся по залам в колясках.
Уже не помню, Филип или Кристин привили меня в к художнику Гери Де Смет (Gery De Smet). Он занимает под свою мастерскую огромное здание старой почты в Генте (конечно же с двориком-садиком), показал свою живопись, множество живых инсталляций и видеоматериала. Гери впечатлял и масштабами своих мыслей. Он настойчиво изъявлял желание показаться во Владивостоке. Как и с чем, нам это тогда не представлялось, но мне это предложение показалось интересным. На следующий год он все же родил свой новый проект, издал под него огромный в 360 страниц альбом-каталог «See something? Say something!», показал выставку в Американском университете г.Вашингтон (США). Следом планировался Артэтаж во Владивостоке. В июне этого года мы увидим здесь его творчество. Выставка «Увидел что-то? Доложи об этом?» должна напоминать нам о террористической и прочей угрозе человечеству. Посмотрим. Филип Ван Каутерн в предисловии книги пишет о Гери Де Смет: «Ты — художник, который разрушает идеологическую ложь и заменяет её на иллюзорную правду искусства. Своим искусством ты не обвиняешь, но иронически указываешь на культурные и общественные недостатки и предрассудки. Таким образом, ты предостерегаешь общество от потери её самобытности». Что тут скажешь?
В сказочном городе Брюгге (там туристы из соседних Лондона и Вены), побывал в музее-галерее Сальвадора Дали (Salvador Dali) расположенном в старом костеле на центральной площади города. Экспозиция графики и скульптуры поражала своей пышностью в убранстве из шкур леопардов и чучел павлинов. Познакомившись с куратором выставки, предложил привести Дали во Владивосток. К удивлению своему услышал «Почему бы и нет!». Мне лишь оставалось найти «богатого дядю» для подстраховки…
Где-то между Брюгге и Антверпеном, среди больших полей (наверняка с брюссельской капустой) Кристин завернула в оазис. Пирамиды Хеопса отдыхают! Увидел гектары актуального и концептуального искусства от начала 20 века по век 21-й. Это был частный Verbeke Foundation. Многофутовый морской контейнер расписанный Кейтом Харингом (Keith Haring) доставлен прямо из Нью-Йорка, итальянские, немецкие и прочие футуристы и дадаисты, огромные из дерева арт-объекты-динозавры и реальные пальмы в кадках из Марокко… Здесь нужно ночевать, но мы поехали далее.
От Бельгии до Германии, как от 1-й речки до 2-й во Владивостоке. Ближайшая станция Кёльн, где у меня твердые ассоциации — собор, музей Людвига, одеколон и Дима Билов. Галопом, за два дня охватил свои намерения и даже успел в парк скульптур и на шопинг, где купил в итальянском бутике галстук с пацифистскими знаками. Музей Людвига — мировое собрание современного искусства (его филиал есть в Мраморном дворце Русского музея в СПб.), основателем которого стал шоколадный предприниматель Петер Людвиг. Музей знаменит и полон посетителей. Собор в Кёльне стоит на вокзальной площади — мимо не пройдёшь. «ОдеКолён» за 9 евро на каждом углу. Дима Билов — участник молодёжной выставки «Территория надежды» в Артэтаже‘1995г., живёт и здравствует, преподавая немцам театральное искусство. С ним выпил 1,5л. «Столичной» водки, пробежался по галереям (где его и потерял), и через Брюссель вернулся уже в Россию, так и не побывав в музее Магритта (Rene Magritte).
Александр Городний,
директор музея Артэтаж, г. Владивосток
17 мая 2011 года
Метки: Арт Владивосток, Артэтаж, Владивосток, Городний, фотография
Рубрика: Фоторепортажи
Дата публикации:
Всего просмотров страницы: 7 853