Дальневосточная Государственная Академия Искусств: «70-летие Победы, годы памяти о войне и мире», 24 апреля — 24 мая 2015 года

В залах Приморского театра оперы и балета
г.Владивосток, ул. Фастовская д.14, стр.2

70-летие Победы, годы памяти о войне и мире

Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов находит отражение во всех сферах изобразительного искусства: в живописных и графических произведениях, в плакатах, фильмах и театральных постановках. Особое место тема трагических событий и общенародного героизма занимала и занимает в работах студентов художественного факультета Дальневосточной государственной академии искусств. С момента открытия института (ныне Дальневосточная государственная академия искусств) в учебной программе художественного факультета и дипломных работах интерес к военной теме не ослабевает. Об этом говорит и выставка, посвящённая 70-летию Великой Победы, которая представляет учебные и дипломные работы студентов и выпускников академии искусств, созданные в период 1960—2010-х годов.

К концу 1960-х годов относятся несколько рисунков, выполненных карандашом, которые в учебной программе значатся как тематический портрет. Все они связаны с образом солдата. В программе обучения тематический портрет – один из основных показателей уровня профессиональных знаний, умений и навыков, творческой активности выпускника художественного факультета. В процессе работы над портретом студент учится анализировать, видеть главное в модели, тоновой моделировкой передавать конкретный облик человека, раскрывать в пластической характеристике образ портретируемого. Учебные задачи, которые ставятся педагогом, направлены на изучение основ изображения человека, овладение знаниями, умениями и навыками изобразительной деятельности, и в частности портретной живописи. Они являются базой, основой, овладев которой, студенты будут решать задачи творческого плана как в своих самостоятельных работах, так и на занятиях под руководством наставника.

Особого внимания заслуживает рисунок «Портрет солдата» (1968), выполненный студентом пятого курса В.А. Камовским, которого мы знаем сегодня как известного приморского художника, автора панорамных видов Владивостока. Рисунки 1970-х, 1980-х, 1990-х годов, выполненные карандашом, сангиной, углём, представляют образы солдат («Солдат», 1981 г., 3 курс, В. Соколов, рук. профессор К.И. Шебеко; Тематический портрет, 1978 г., 5 курс, Н. Саунин, рук. профессор К.И. Шебеко), медсестёр («Медсестра», 1970 г., 5 курс, В. Думчев, рук. профессор В.Н. Доронин), ветеранов («Портрет ветерана ВОВ», 1988 г., 5 курс, Дё Сон Ен, рук. доцент Н.П. Жоголев). Их композиционное решение, конструктивное построение даёт пример решения основных учебных задач, стоящих перед студентом.

В тематическом портрете недостаточно достижения одного внешнего сходства, поскольку подлинная глубина портрета заключается в раскрытии внутреннего мира человека. В мимике лица, в выражении глаз, в жесте и позе, в манере ходить, сидеть необходимо увидеть проявление тех или иных черт характера, настроений и чувств, то есть стержня, сути состояния человеческой личности. Поэтому особое место в художественном творчестве занимает умение изобразительными средствами передавать психологическое состояние изображаемого человека, его чувства, настроения, мысли –раскрыть, показать психологический мир героя. Одетые в военную форму натурщики должны побудить студентов уловить состояние модели, передать её настроение, проявить собственное отношение к тематическому образу. Типаж «музицирующего» солдата-гармониста, образ которого становится популярным в отечественном искусстве после известной картины Ю.М. Непринцева «Отдых после боя» (1949–1951), мы можем увидеть и в учебных тематических постановках.

Живописный раздел выставки представляет дипломные работы, эскизы и этюды к дипломам, тематические постановки и портреты. Анализируя тему Великой Отечественной войны в учебных и дипломных работах выпускников, можно выявить круг основных сюжетов. Прежде всего, это два обширных блока: война и её последствия – сражения и перерывы между боями, торжество победителей, тяготы и лишения оккупации – и наступление мирного времени, возвращение солдата домой.

Мотив проводов на фронт представлен в работе «На перроне». Интересно, что тема раскрывается не через массовую, многофигурную композицию, а решается обращением к судьбам отдельных людей. Мотив прощания как разлуки на неизвестный срок, а возможно, и навсегда, приобретает особое значение.

Иногда выпускники изображают сцены сражений. В некоторых случаях они получают эпическое звучание, как, например, в работе В. Кобзарь «Последний штурм» 2013 г. (рук. доцент Е.Е. Макеев). Молодая художница не ставит задачу прямой привязки к конкретному месту или времени. Изображение драматизма битв, торжества победы над врагом уступает место мотиву размышления.

Сегодняшнее поколение – это правнуки воевавших, они привносят в решение темы Великой Отечественной войны собственные взгляды и субъективность восприятия. Появляются композиции, не связанные с какими-либо конкретными военно-историческими событиями. Живописцы стремятся к индивидуализации образа, строя свои художественные концепции на фундаменте современного знания о военных годах. Они стремятся не столько к эмоциональному воздействию на зрителя, сколько к отстранению сюжета на некую пространственно-временную дистанцию. Цветовой строй полотна несколько приглушен; в нём тональное начало преобладает над красочностью, тем самым достигается цельность колористического построения. Монументализированное изображение соединяет в себе масштабность пластики с тонкостью её проработки.

Ещё одну тему условно можно обозначить «После боя». Она повествует о жертвах и нередко включает мотив оплакивания павших бойцов («У могилы солдата» Васильева). Тема скорби в дипломных картинах Е. Семенихина «Ожидание» и Н. Поздняковой «Письмо с фронта» (1973, рук. С.А. Литвинов), наполняет эти произведения глубокой болью о человеческой драме. «Письмо с фронта» исполнено лиризма суровой правды и убеждает проникновенным раскрытием духовной высоты, на которую поднялись люди в это роковое время. По-своему монументально выразительна сидящая женская фигура. Это достигается подчеркнутым контрастом, который создаётся расположенным за ней окном. Автор предельно точен в живописном и композиционном строе, особое внимание уделено колористическому решению.

Желание осознать Великую Отечественную войну как всенародную драму выразилось во многих дипломных композициях выпускников академии. Интересно сопоставить дипломные работы с эскизами и этюдами к ним А. Стрельца «Вести с фронта» (эскиз 1985 г., диплом 1987 г., рук. профессор В.Н. Доронин) и В. Акбашевой «Тыл – фронту» (этюд, диплом, 1983 г.). На их примере можно говорить о том, как происходит процесс преображения живописного полотна от эскиза к картине. Рождённый собственным художественным воззрением автора, эскиз в ходе многочисленных композиционных и живописных поисков переходит в законченное произведение, в котором отражается замысел художника, уложенный в определённую концепцию построения картины. Многочисленные этюды с натуры, зарисовки, поиски композиционных решений являются важным этапом для художника в ходе подготовительной работы над сюжетно-тематической картиной.

Как правило, в дипломной работе авторы не изменяют основного мотива, но дают более точную моделировку фигур и предметов, большую локальную определенность цвета, тщательно проработанную композицию. В отличие от концепции эскиза, живописная картина – это уже как бы самостоятельный мир, построенный по художественным законам, «читающийся» зрителем иначе, чем реальный пейзаж или зарисованная сцена. В основе обеих композиций – групповой портрет, в котором авторы добиваются сочетания лирического и романтического, поэтического и трагического в образном строе работ. В работе «Вести с фронта» пейзаж удачно дополняет общий композиционно-пластический строй. Автор тщательно прорабатывает детали многофигурной композиции. В построении фигур нет намёка на активное действие – вся энергия сконцентрирована в лицах слушающих репродуктор.

Глубокое проникновение в судьбы, горести и проблемы тех, кто участвовал в войне не с оружием в руках, а нёс это бремя на своих плечах в тылу, труженики тыла: женщины, дети, подростки, старики также становятся героями дипломных работ в немеркнущей теме войны.

Отдельно можно выделить тему памяти, которая находит отражение в дипломных работах и раскрывается нередко через обращение к судьбам старшего поколения, воспоминаниям ветеранов. Таковы работы В. Поспелова «Ветеран войны» (1987 г., рук.доцент В.А. Максимов), В. Пономаренко «На память» (1985 г.), А. Бутурлиной «9 Мая» (2011 г., рук. доцент А.В. Глинщиков).

На протяжении полувековой истории академии искусств обращение выпускников художественного факультета к теме Великой Отечественной войны даёт большой круг произведений, внутри которого складываются определенные сюжеты. При этом внутри одного сюжета каждый живописец предлагает собственное его видение и решение. Необходимо учесть и то, что разное время предоставляет различную степень возможности работы с материалом. В определённой степени художники наследуют традиции тех мастерских, в которых обучаются.

Необходимо отметить, что в живописных полотнах, посвящённых военно-патриотической теме, нет резкой грани между отражением современности и взглядом в прошлое. Темой картины всё чаще становится не событие или явление жизни, а идея, размышление молодого художника, выливающееся в обобщённый или аллегорический образ. В панораме современной живописи ярко выступают стилистические различия, свойственный каждому автору уровень интерпретации окружающей реальности, ориентация на индивидуальность художественного видения. Великая Отечественная война – неисчерпаемая тема. Несомненно, что сохранение правды о героической борьбе людей в эти годы в сознании современников и будущих поколений стало одной из основных задач станкового искусства. Живописцы молодого поколения обращаются к военной тематике. Они воспринимают и переживают её сквозь призму времени, и нередко в их работах ощутимо усиление декоративного и символического начала. Эти произведения рассчитаны на иной механизм восприятия, подводящий нас к ассоциативному и образному мышлению.

Прошло 70 лет со Дня Победы, но трагедия войны всё еще не пережита. Поэтому произведения молодых художников, погружающихся в непростую тему войны, человеческих эмоций и переживаний, особенно актуальны в наше сложное время, когда ломаются нравственные критерии, происходит переоценка ценностей.

Алёна Даценко,
искусствовед, директор Приморской государственной картинной галереи

Дальневосточная Государственная Академия Искусств
Адрес: 690950, Владивосток, ул. Петра Великого, 3а
Телефон/факс: +7 (4232) 264-922
URL: www.dv-art.ru

Метки: ,
Рубрика: Анонсы
Дата публикации:

Всего просмотров страницы: 2 796

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • Blogger
  • Twitter