Артэтаж — музей современного искусства: Питер Панёцки «Семиозис: в поисках смысла», 31 августа — 7 октября 2018 года
Вселенная предстаёт перед нами как огромная книга с неограниченным запасом слов. В детстве, в начале жизненного пути все вещи кажутся нам загадочными, удивительными и заманчивыми, но взрослея, мы начинаем просеивать окружающий мир через сито условностей – мы разносим вещи по категориям, даём им названия согласно норм родного языка, учимся находить своё место в жизни и чувствовать себя комфортно и безопасно в большом и разнообразном мире, при этом каждый из нас либо вплетает в ткань вселенной своё собственное смысловое наполнение, либо просто вместе со всеми следует за устоявшимися в обществе стереотипами. Мы прокладываем наш жизненный путь через скопище привычек и рутину быта, и окружающий мир начинает терять свои изначальные, удивительные свойства, становясь в наших глазах ничем не примечательным и обыденным.
Искусство же позволяет нам вернуть бесхитростный, незамутнённый взгляд на предметы и явления и чистоту по-детски наивного миросозерцания, а также помогает очистить вещи от шелухи повседневности. В данном случае, искусство становится зеркалом, в котором мы видим себя в качестве одной из составляющих некой единой общности, как частичку единого огромного пространства.
Покидая привычную для себя среду, человек получает возможность увидеть вещи прежним бесхитростным взглядом, словно он заново родился. Что и произошло со мной, когда мне, как художнику, представился прекрасный случай поработать в течение трёх месяцев вдали от Новой Зеландии и затем выставить свои работы в музее современного искусства «Артэтаж». Я ехал во Владивосток, откинув в сторону предвзятости и раскрыв душу новым впечатлениям, не зная русского языка и лишь с начальными познаниями в кириллице. По приезде я очутился в неизведанном для себя мире – до определённой степени знакомым, но всё же полным чудесных открытий. Совершенно внезапно я оказался погружён в духовную среду, к которой меня ранее неизменно влекло, поскольку я восхищаюсь русской литературой, музыкой, кинематографом и так называемой Русской Душой, которая, как выяснилось, близка по духу моей собственной душе. Таким образом, через несколько недель пребывания во Владивостоке город стал для меня сродни родному дому.
Если вы спросите меня, чем же я здесь занимался, то я отвечу, что превратился в подобие археолога: я подбирал предметы из канувших в Лету времён, впивался взором в облупленные фасады зданий, в стены, покрытые надписями и рисунками уличных художников, и всё это для одной единственной цели – создания композиций из предметов повседневного обихода, из того, что французы называют objets trouvés, т.е. «лавка древностей». Я пытался поставить себя на место людей, кто пользовался данными вещами, но и одновременно старался выявить своё личное к ним отношение – тлен и распад, присущие быстротекущему времени, обладают собственной неповторимой сущностью и изяществом.
Если вычленить подобранные мною лопаты, двери или старые таблички с номерами домов из их первоначальной среды, слегка изменив внешний вид, то открывается их новое, неожиданное смысловое наполнение. (Нам, людям, предопределено постоянно искать и находить скрытые смыслы во всём, что мы переживаем или рассматриваем). И таким образом, возникает возможность плести нить своего собственного повествования. Новые объекты обнаруживают свою образную, иносказательную силу, открывая дорогу для свободных толкований и сравнений. Наш мир не является собранием простых вещей – окружающие нас предметы многослойны и под вдумчивым взглядом зрителя могут покидать свою материальную оболочку. Простота окружающего мира существует лишь в сознании обывателя.
Произведение искусства – это выражение мысли через образ, оно существует в рамках семиозиса*, идеальным образом изменяя чувственное восприятие зрителя. А поскольку искусство представляет собой способ общения вне языкового поля, то я питаю надежду, что всё же сумел что-либо поведать посетителям выставки посредством этого небольшого количества своих работ.
Питер Панёцки
Художник-резидент (Новая Зеландия)
*Семиозис – греч. Σημείωσις, происходит от глагола σημείωσις, т.е. отмечать, представляет собой любую форму деятельности, поведения или процесса, которые подразумевают знаковые отношения, включая обретение смысла. Коротко говоря, семиозис это различные стадии знака. Данный термин был введён в научный оборот американским философом Чарльзом Пирсом (1839–1914) в его теории знаковых отношений для описания процесса интерпретации знака, относящегося к тому или иному предмету. Семиозис представляет собой цикличную триаду: объект-знак-интерпретанта. В случае заинтересованности, зрителю несомненно стоит поглубже погрузиться в изучение данного вопроса, поскольку он имеет огромную связь с художественным творчеством.
Артэтаж — музей современного искусства
Адрес: 690091, г. Владивосток, Адмирала Фокина, 25
Телефон: +7 (423) 222-2558
График работы: среда — пятница с 10 до 19, суббота — воскресенье с 11 до 18, вход свободный