Артэтаж — музей современного искусства: «Санкт- Петербург. Свободная культура в пространстве Сибири и Дальнего Востока», 4 марта — 12 апреля 2011 года

Выставочно-образовательный тур

Санкт- Петербург. Свободная культура в пространстве Сибири и Дальнего Востока

4 марта (пятница) в 16:00 — пресс-конференция с кураторами выставки (Ольга Жуковская, Юлий Рыбаков, СПб)

4 марта 17:00 – открытие выставки

5 марта (суббота) в 15:00 — лекция «Нонконформистское искусство Ленинграда. Арт-центр «Пушкинская-10»: история и современное искусство»

В 2010 году единственный в России негосударственный некоммерческий Санкт-Петербургский арт-центр «Пушкинская-10» отмечает свой двадцать первый юбилей. Деятели независимого искусства, объединенные в профессиональный творческий союз Товарищество «Свободная Культура» и Музей Нонконформистского Искусства решили отметить эту дату, организовав турне по городам Сибири и Дальнего Востока. Проект поддерживают главные выставочные площадки: Музей Природы и Человека, (г. Ханты-Мансийск), Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля (г. Омск), Новосибирский государственный художественный музей (г. Новосибирск), Государственный художественный музей Алтайского края (г. Барнаул), Красноярский культурно-исторический музейный комплекс (г. Красноярск), Дальневосточный художественный музей (г. Хабаровск), Музей современного искусства Артэтаж (ДВГТУ, г. Владивосток).

В программе передвижной выставки избранные произведения художников Товарищества «Свободная культура», которые в течение многих лет творят в стенах арт-центра «Пушкинская-10» — Сергея Ковальского, Бориса Кошелохова, Роланда Шаламберидзе, Андрея Чежина, Евгения Тыкоцкого, Вадима Воинова, Евгения Орлова, Юлия Рыбакова.

Будут представлены лучшие живописные работы, фотография, объекты. Произведения для выставки были выбраны действительно уникальные: фотосерии «Невская купель» и «Пространство Эшера» Андрея Чежина, живописные картины из серии «Два скоростных пути / Two highways» Бориса Кошелохова, серия функциоколлажей «200 лет в проекции Гоголя» Вадима Воинова, серия «Городской фольклор» Сергея Ковальского, серия «7 элементов и физическое тело человека» Роланда Шаламберидзе, живописные работы Евгения Тыкоцкого, Евгения Орлова и Юлия Рыбакова. В программу включена презентация фильма «ПАРАЛЛЕЛОШАР» об арт-центре «Пушкинская-10» режиссера Максима Якубсона. Это документальный фильм с участием знаменитых художников и музыкантов, рок-звезд, творящих в стенах арт-центра «Пушкинская-10» в течение 20 лет.

В рамках выставок состоятся лекции о нонконформистском искусстве Ленинграда — Санкт-Петербурга и зарождении, становлении и развитии арт-центра «Пушкинская-10», легендарного питерского места, в котором творили такие мастера как Рихард Васми и Тимур Новиков, фотограф Борис Смелов, режиссер Борис Понизовский и многие другие.

На сегодняшний день имя «Пушкинской-10» устойчиво ассоциируется с ключевыми фигурами современного искусства: Владимиром Овчинников, Олегом Котельниковым, Вячеславом Гайворонским и Владимиром Волковым, Борисом Гребенщиковым и группой «Аквариум», Юрием Шевчуком и группой «ДДТ», Вячеславом Бутусовым и группой «Ю-Питер».

Фотографии с открытия предоставлены Александром Городним и Вероникой Стахеевой

О Творчестве и Философии Художников Арт-центра «Пушкинская-10»

В состав выставки вошли произведения восьми ленинградских-петербургских художников, творчество которых прочно связано с отечественным андеграундом второй волны (1970-е – 1980-е годы). Все они, за исключением Роланда Шаламберидзе и Андрея Чежина, входили в Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства (ТЭИИ), существовавшее с 1981 г. по 1991 г.

Второе поколение андеграунда, обращаясь к творческим поискам 1910—1920-х гг., отчасти основанных на традициях русской иконописи, народного искусства и духовной культуре средневековья в целом, берут на вооружение, главным образом, приемы экспрессионизма и примитивизма. В отличие от старших коллег, новая генерация авторов принесла в неофициальное искусство откровенно игровое начало, иронию, сарказм. Ярким примером сказанному могут послужить работы Сергея Ковальского, одного из создателей ТЭИИ. Его примитивистки-лубочные вещи с хлесткими высказываниями, сочетающие живописную технику и коллаж, отсылают нас к искусству начала XX столетия, активно использовавшему городской фольклор и искусство вывески.

Работы Евгения Тыкоцкого, называемые коллегами «мультиками», метафоричны по своей сути. Образная ткань, насыщенная символами, гиперболами, загадками, позволяют говорить о них как о картинах-притчах. В своих произведениях художник воплощает вариации эмоционально-душевного состояния, как правило, драматического, однако лишенного надрыва. Создаваемый Тыкоцким мир хрупок, но гармоничен благодаря композиционной выверенности.

Борис Кошелохов, приехавший в Ленинград учиться медицине, предпочел изучение экзистенциализма, гласившего: «Ваша свобода родилась раньше вас». Свобода Кошелохов родилась 2 ноября 1975 г., в день, обозначенный им самим как день начала занятий живописью. В 1976 г. он основал группы «Летопись», пропагандировавшая культ открытого цвета. Обращение к культурам разных народов мира предопределило использование приемов неопримитивизма и экспрессионистической изобразительности, что в сочетании с поисками автором смысла земного бытия позволяет говорить о воплощении эстетического идеала неоэкспрессионизма как направления в искусстве – идеала «конвульсивного человека».

Юлий Рыбаков – один из представителей «газаневской культуры», принявший приглашение участвовать в выставках ТЭИИ. В 1975 г. экспонировался в ДК «Невский». После гибели в 1976 г. одного из лидеров неофициального искусства Е. Рухина, вместе с другими художниками организовал акции протеста, завершившиеся размещением 42-х метровых надписей на стенах Петропавловской крепости, за что был арестован и провел в заключении шесть лет. В своих работах Рыбаков обращается к религиозно-символической и политической тематике. Сами произведения – определенные информационные структуры, иногда лишенные прямого смысла, но провоцирующие сознание на поиск ответов.

Произведения Евгения Орлова, черпающего вдохновение в природе и архитектуре Русского Севера, являют собой пример балансирования на грани между абстракцией и фигуративной живописью. Среди комбинаций различных геометрических форм хорошо читаются храмы, дома, люди. Чистота, звучность цвета, умело использованные цветовые и графические контрасты рождают ощущения особого, одухотворенного состояния.

Вадим Воинов – мастер ассамбляжа, или, по определению автора, функциоколлажа (по терминологии начала XX века – контррельеф). Искусствовед по профессии, Воинов до конца 1970-х гг. занимался архитектурой раннего Петербурга, публиковал статьи, ездил в археологические экспедиции. По долгу службы (научный сотрудник Музея истории города), он исследовал здания, расселенные для капитального ремонта, где жильцы оставляли ненужные им вещи. В 1979 г. художник создает первый функциоколлаж. Любовь к археологии и понимание ценности каждого объекта придает предметам, введенным в произведение, историческую значимость. Большинство его произведений посвящено людям, событиям и явлениям отечественной истории. Подбор и расстановка вещей подчинены определенной программе, как правило, сформулированной названием отдельного произведения или целого цикла. Вещи в его композициях вступают в сложные смысловые отношения, выходящие далеко за пределы обусловленности их «внешними данными», назначением, судьбой.

В 1990 г. Сергей Ковальский и Юлий Рыбаков организовали первую в Ленинграде официальную организацию нонконформистов – гуманитарный фонд «Свободная культура» (с 1999 г. – Товарищество «Свободная культура»), куда вошли как члены ТЭИИ, так и другие авторы. В числе последних Роланд Шаламберидзе. Он известен как мастер перфоманса, абстракции и концептуализма. Произведения носят «рукодельный», декоративный характер. Художник работает с текстурой поверхности в рамках концептуализма, обращающего к абстрактному методу. Вихревое движение кисти, которому так созвучны находящиеся в пространстве картины грузинские письмена, прием дриппинга, а также используемые материалы подчеркивают свободу авторского самовыражения.

Андрея Чежина сложно назвать фотографом в классическом понимании. Оставаясь верным аналоговой черно-белой фотографии, он, прибегая к двойным и тройным экспозициям, в конечном счете получает удивительные образы Санкт-Петербурга, таящие в себе немало загадок и многозначительную символичность.

Фарида Буреева,
Кандидат исторических наук,
Зам. директора по научной работе
Омского областного художественного музея имени М.А. Врубеля

Артэтаж — музей современного искусства, ДВГТУ
Адрес: 690950, г. Владивосток, ул. Аксаковская, 12
Телефон: +7 (4232) 608-902
График работы: понедельник — пятница с 10 до 18, суббота — воскресенье с 11 до 17, вход бесплатный

Метки: ,
Рубрика: Анонсы
Дата публикации:

Всего просмотров страницы: 8 111

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • Blogger
  • Twitter