Ольга Зотова. «В стране драконов и фей…»
Путешествие в страну драконов и фей, или иначе во Вьетнам, сегодня не является чем-то экзотическим. Увлекательно и доступно (по цене и маршруту из Владивостока: прямые рейсы доставят вас и в Ханой, и в Нячанг). Форумы пестрят отзывами о качестве обслуживания на курортах, вьетнамской кухне, ценах и прочих вещах. И всё же каждый получает своё собственное впечатление о стране, имеющей удивительную историю, неповторимую природу, самобытные, бережно хранимые традиции. Взять камеру в руки и не выпускать её ни на минуту — естественное желание человека, стремящегося материализовать свои впечатления. Фоторепортаж — небольшая их часть.
Впечатление 1
Для начала два слова о поэтическом названии, содержащего метафору. Дракон и Фея — не просто так. Дракон — символ императорской власти, защитник страны, а в истории — основатель рода вьетов, то есть прародитель вьетнамцев. От слова «дракон» образованы многие названия. К примеру, знаменитый залив Халонг переводится — «там, где дракон спустился в море». Столица Вьетнама Ханой, отметившая в 2010 году 1000 лет, в древности называлась Тханг Лонгом, что в переводе означает «город взлетающего дракона». Многие вьетнамские топонимы содержат слово Лонг — Дракон.
Что же Фея? Она верная спутница Дракона, мать вьетов. Легенда гласит: тысячи лет назад сильнейший сын Дракона Лак Лонг Куан убил морское чудовище, обосновался на побережье и женился на Фее Ау Ко. От них появились на свет сто детей. Прожив много лет в согласии, Дракон и Фея всё же решили, что каждый должен быть в своей стихии. Дракон — у моря. А Фея — в горах. Пятьдесят сыновей последовали за отцом к морю, другие остались с матерью в горах. Самый старший сын был провозглашён Королем удивительной страны, названной Вьетнамом.
Дети расселились по ней, сумев объединить и обиходить и влажный, солёный морской берег, и высящиеся в прозрачной дали горы…
Возвращаясь к впечатлениям, скажу, что эта легенда — суть отношения вьетнамцев к своей стране в каждой мелочи: в стремлении к гармонии с природой даже в урбанизированном городе, в жизнерадостном приятия жизни во всех её проявлениях, в любви к своим близким. Бамбуковый шезлонг на пляже или зонт из пальмовых листьев, рисунок из гальки и ракушек, выложенный на бетонированной дорожке, ведущей к морю, беседка в форме раковины, множество цветов — всё говорит о внутреннем единстве с истоками.
Впечатление 2
Жизнь улиц. Думаю, рассказом о байках, запрудивших дороги городов, вряд ли удивишь побывавших в Азии. Но знаменитый Тет (вьетнамский новый год), когда всё население больших и малых городов стремится на улицу, продемонстрировал сверхъестественные способности: на одном из байков, влившихся в общий поток на повороте, восседала вся семья — пять человек, включая двух детишек, выехали на людей посмотреть и себя показать.
К слову, количество двухколёсных машин стало поводом для раздумий об экономике. Средняя зарплата подавляющего большинства — не более 200 американских долларов в месяц. Байк стоит около 1000 долларов. Возможность заработка для подавляющего большинства вьетнамцев в городах — ведение своего бизнеса: ресторанчик, магазин (точнее, микроскопическая продуктовая или вещевая лавка), парикмахерская, что угодно, что дает трудовую копейку (извините, донг). Видимо, экономика малых дел оказывается успешной.
Это обстоятельство порождает ещё один феномен, на сей раз архитектурный. Большой участок земли недоступен по цене большинству вьетнамцев. Но свой дом — это панацея от всего, поскольку в первом этаже как раз и находится искомая лавка-парикмахерская-ресторан. Покупают прямоугольник, выходящий фасадом на улицу, этажи идут вверх, нависая над первым, который обычно меньше по площади, чем верхние. Зрелище удивительное и подчас забавное. Дом такой архитектуры называют «дом-труба». В старых кварталах Ханоя можно встретить небольшую гостиницу подобного типа, имеющую 14 (!) этажей. А ещё жизнь улиц — это непринуждённое времяпровождение в этих самых лавках и магазинах.
Впечатление 3
Далат. Вряд ли есть смысл описывать город, рассказывать его историю. Французская дача, построенная в колониальные времена, сегодня даёт, пожалуй, самое яркое представление о синтезе культур. Находящийся на высоте около 1500 метров в чистом воздухе гор, окружённый виноградниками и кофейными плантациями, оранжереями, в которых растут тысячи цветов, он носит соответствующее название — Город тысячи цветов. Есть и другие — Город любви, Город Весны, Город цветущих персиков…
И снова о гармонии с природой: знаменитые водопады Далата, Парк цветов и, конечно, парк пагоды Thien Vuong Co Sat — всё подчеркивает умение жить рядом с природой, жить в ней.
Отельным штрихом оказался Сумасшедший дом. Вьетнамцы относятся осторожно к этой достопримечательности. Но любители авангарда стремятся рассмотреть каждую деталь необычного сооружения, включая искусственную паутину рукотворного сада около дома. Творение Данг Нга, дочки партийного лидера социалистического Вьетнама, получившей образование в Московском архитектурном институте, навевает мысли об архитектуре Гауди, получившее вдруг некий сюрреалистический оттенок. Комнаты, в которых есть спальное ложе, сервированный для чая столик, замысловатые шторы, вызывают смешанные ощущения у тех, кто задает себе вопрос «Кто может жить в этих комнатах?». Ответ одинаков.
В Сумасшедшем доме, получившем своё название за экстравагантную архитектуру, никто и никогда не жил. Это аттракцион для любителей необычного: женщина-архитектор дала волю фантазии. Она превратила комнаты в пещеры, бетонные столбы — в деревья. Гигантский жираф «проглотил» чайную комнату, а с потолка свесились сталактиты… Хотя традиции соблюдены: алтарь предков находится на видном месте в зале-гостиной для туристов.
Впечатление 4
О Большом Будде и рыбаках. Статуя Большого Будды находится на территории буддийской пагоды Лонг Шон в Нячанге. Восседающий на большом цветке лотоса Будда невозмутим, он вписан в рисунок облаков январского неба или выделяется чётким силуэтом в синеве лета. Замечательный вид на залив рыбацкими лодками открывается во всей широте. Когда-то пагода называлась «Дан Лонг Ту» , в переводе «Медленно Летящий Дракон». Пагода была построена в 1886 году монахом Нго Чи. Вокруг постамента статуи — изображения буддийских монахов, совершивших обряд самосожжения в знак протеста режиму Нго Динь Зьема. Это самая известная пагода в провинции Кхань Хоа, столицей которой является город Нячанг.
Кажется странным протест тех, кто исповедовал религию, в основе которой — вера в кармический порядок вещей. В этой ситуации логичным следованием этому порядку кажется поведение женщины, ждущей рыбака. Вьетнам наполнен образами — будь то сувенир, инкрустированный ракушкой, или дорогая картина, вышитая шёлком на обладающей мировой известностью фабрике шёлковых картин, — женщин в национальном остроконечном головном уборе. Они ждут своих мужей, ушедших в море, дающее им заработок. Море оказывается иногда не ласковым, и не возвращает мужей. Драматическое ожидание превращается в национальную историю — воплощённую в декоративно-прикладном искусстве, фотографии, национальной кухне и прочих вещах. Рыбацкую деревню можно увидеть изнутри, приехав на пляжи Нячанга. Пальмовая крыша уходит в самую волну, под ней – незамысловатый ресторанчик с длинными рядами пластиковых стульев, плещущийся в садке рыбный ассортимент, неизменный гамак, в котором в жаркий час отдыхает персонал.
Впечатление 5
Халонг. В путеводителе вы прочтёте: учёными доказано, что Халонг — одна из колыбелей человечества в этой местности. Несколько тысяч лет назад здесь жили люди. Сегодня это Мекка для туристов. От набережной ежедневно отправляется несколько сотен судов всех размеров и мастей. И каждый открывает для себя удивительный залив, в котором невозможна большая скорость, потому что две тысячи островов делают маршрут слишком сложным и очень красивым для любого мореплавателя. Здесь ловят рыбу в морской деревне, размещенной прямо на поверхности моря. Незамысловатые жилища и даже детский сад — здесь же, на понтонной поверхности. Здесь выращивают красивейший жемчуг, здесь принимают туристов всей планеты… На скалистой поверхности одного из островов табличка — «Наследие ЮНЕСКО». Впрочем, описать Халонг словами невозможно. Любой путеводитель — это лишь стрелка, указующая путь.
P.S. О жёлтых хризантемах и мандариновых деревьях, которыми наполняется Вьетнам в канун восточного нового года, о самом длинном мозаичном панно, украсившем Ханой в честь 1000-летия и вошедшем в книгу рекордов Гиннеса, над которым работали художники столицы, о крокодилах и слонах не сказано. Лучше один раз увидеть…
Ольга Зотова
Метки: Арт Владивосток, Вьетнам, Зотова, пейзаж, фотография
Рубрика: Фоторепортажи
Дата публикации:
Всего просмотров страницы: 8 201
Оставить комментарий (Сейчас 2 комментария)
Prekrasniy reportage ! Merci !
Спасибо, собираюсь написать Вам, я поняла, что Вы не против сделать выставку во Владивостоке с Вашими соседями по сквоту. Есть идея.