Сергей Голлербах. Балет-пантомима «Спящая красавица»
Короли, королевы, принцы и принцессы существуют и по сей день, но роль их уже не та. Они царствуют, но не управляют. Правят странами президенты, главы крупных корпораций и банков, вожди, диктаторы, генералы. Поэтому в театральных постановках короли и принцы могут быть заменены персонажами сегодняшнего дня. Вот какие изменения я предлагаю внести в либретто балета «Спящая красавица».
Королевство — это попросту большой городской госпиталь. Король — его директор, а королева — заведующая отделом кардиологии. Наш великий классик Николай Васильевич Гоголь давал персонажам смешные фамилии. Следуя его примеру, и я позволю себе сделать то же. Директора госпиталя зовут Иван Иванович Боль-Утоляющий. Жена его сохранила свою девичью фамилию и она — Марья Петровна Сердобольная. У них родилась дочь, которую нянюшка тайно крестила Анной. Но родители, люди прогрессивно мыслящие, назвали её Авророй (по-домашнему Ророчкой). Подросши, она поступила в Медицинский институт, закончила его и принята была на службу как медсестра Аврора Ивановна Боль-Утоляющая в госпиталь своих родителей. По этому случаю в госпитале устроен был торжественный вечер. К сожалению, или по недосмотру или нарочно, на него не был приглашён один врач, работающий в госпитале. Его зовут Гришка Карабос. За скверный характер его никто не любит и многие даже подозревают, что его докторский диплом — фальшивый. Положение осложняется тем, что Гришка Карабос безумно влюблён в Аврору, которую он видел ещё подростком. Ророчка знает об этой любви и, конечно, её отвергает. Не будучи приглашён на вечер, отвергнутый влюблённый настолько оскорблён, что решает отравить Аврору Ивановну. Во время обеда в госпитальной столовой он подсыпает ей в еду смертельного яда. К счастью это замечает старшая медсестра (Добрая фея) и успевает дать Авроре противоядие. Аврора не умирает, но впадает в коматозное состояние. Разражается громадный скандал, госпиталь закрывают, а Гришку Карабоса арестовывают.
На этом месте я хочу описать декорации этой постановки.
Не будучи уверен в том, что Илья Кабаков согласится сделать для этого балета подходящую инсталляцию, я предлагаю следующий вариант: сцена представляет собой громадное помещение. В правом углу находится отдел скорой помощи. Там стоят носилки, цистерна с кислородом, у стенки костыли, а на стене — спасательный круг и большая репродукция картины американского художника 19-го века Уинслоу Хомера под названием «Спасена». На ней изображён моряк, несущий на руках чуть не утонувшую женщину. Вали виден тонущий парусник. В левом углу мы видим операционный зал. Там стоит всё его оборудование — стол, лампы, столик для хирургических инструментов, а на стене репродукция картины одного из итальянских мастеров эпохи Возрождения. На ней Юдифь держит за волосы голову Олоферна… В центре можно поместить громадного размера рисунок знаменитого итальянского анатома 16-го века Везалия. В нём мужская фигура с частично отвёрнутой кожей, показывающая строение мышц. Можно, конечно, добавить ещё какие-нибудь анатомические рисунки, но только в небольшом количестве и не пугающего характера. Там, где Гришка Карабос пытается отравить Аврору, на сцену выкатывают обеденные столы.
Всё действие происходит как пантомима с музыкальными отрывками. Таково первое действие. Во втором действии мы узнаём, что в госпитале работает один молодой врач-интернист по фамилии Живчук. Отец его — врач районной поликлиники Илья Иванович Живчук, женат на Агриппине Иннокентьевне, которая работаем там же как секретарша. У них родился сын, которого бабушка крестила Фёдором. Но мать, женщина романтического склада души, называла его Флоримундом (Мундиком). Дворовые же ребята звали его просто Мунькой. Мунька Живчук оказался мальчиком очень способным, блестяще кончил Медицинский институт и получил место незадолго перед тем, как там разразилась эта трагедия. Наш герой изобрёл до этого чудодейственный серум. С помощью старшей медсестры, доброй феи, он пробирается в лежащей в коматозном состоянии Авроре, делает ей впрыскивание, она просыпается, моментально влюбляется в своего спасителя, а он в неё.
Флоримунд Ильич Живчук и Аврора Ивановна Боль-Утоляющая становятся женихом и невестой. Такова мизансцена. А дальше идёт следующее: госпиталь снова открывают и готовится свадьба. Исчезает отдел скорой помощи и операционный зал, снимаются со стен картины и рисунки. На их месте появляются плакаты курортов в Крыму и на Кавказе, а также Мексики — Канкун и Акапулько. Над ними повешен плакат — «Здоровый дух в здоровом теле». Начинается бал. Танцующие пары одеты в соответствующие костюмы: Синяя птица — это космонавты, китайская пара одета в гимнастёрки Китайской Красной Армии времён Мао Цзэдуна, Кот в сапогах и кошечка — американский ковбой и индейская принцесса Покахонтас. Русский танец разделен на две части: сначала пляшут диссиденты в джинсах, а потом олигархи в итальянских костюмах. Как же одеты молодожёны? Вы угадали он — принц Флоримунд, а она — принцесса Аврора. Финал балета-пантомимы таков: все танцоры ведут хоровод вокруг Флоримунда и Авроры. Они же стоят на макете судна «Карнивал Криз» и отправляются в свадебное путешествие.
Когда судно с молодожёнами медленно уплывают за кулисы, на сцену выскакивает Гришка Карабос. За недостатком улик его выпустили из тюрьмы, а он к тому же на лотерее выиграл грин-карту и собирается лететь в Америку. На сцене он исполняет чечётку, а потом громадным, а-ля Нижинским, прыжком вылетает за кулисы. Занавес падает и представление закончено.
Надеюсь, что отзывы будут, в основном… но не буду гадать.
Сергей Львович Голлербах, апрель 2011 года.
Метки: Арт Владивосток, Голлербах, Нью-Йорк, статья, эссе
Рубрика: Колонка искусствоведа
Дата публикации:
Всего просмотров страницы: 4 094