Сергей Голлербах. «Цена и ценность»
Недавно аукционный дом Сотеби в Нью-Йорке продал за 119 миллионов долларов картину «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка. Такая громадная сумма произвела сенсацию в художественном мире и пресса сразу же объявила «Крик» самой знаменитой картиной мира. Конечно, это следует назвать большим преувеличением, «Мона Лиза» и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи гораздо более известны всем знающим хотя бы что-то об искусстве. Тем более, что проданная картина — одна из четырёх версий, созданных художником. Всё же, что сделало «Крик» столь популярным?
Все четыре картины, включая эту последнюю, пастель размером 32×23 с четвертью дюймов, были исполнены Эдвардом Мунком в период от 1895 по 1910 годы. Конец 19го века и начало двадцатого можно назвать временем «брожения умов», предшествующим Первой мировой войне. Существует мнение, что 19ый века кончился не в 1900 году, а в 1914, с войной, которая должна была быть последней войной в истории человеческого рода. Считалось, что военная техника стала настолько губительной, что поставила под вопрос само существование человека и он поэтому перестанет её употреблять в будущем… Увы, эти надежды не оправдались, но предчувствие грядущих катастроф захватило души и умы многих творческих людей. Вспомним, что именно в это время возник интерес к оккультным наукам, спиритизму, теории реинкарнации душ. Происходила также и переоценка ценностей, отходила на задний план греко-римская традиция красоты и гармонии, художники обратились к культурам не-европейских и примитивных народов, появилось абстрактное и беспредметное искусства. Иными словами, то было время надежд и иллюзий, но и страха, неуверенности в будущем и отчаяния. «Крик» Эдварда Мунка выражал все эти чувства. Да и сейчас, в наш атомный век с непрекращающимися конфликтами и угрозой ядерной войны, «Крик» остаётся актуален для многих людей, со страхом смотрящих в будущее человечества.
Можно ещё добавить, что художник по характеру своему был «сумрачным германским гением» (слова Пушкина): то есть человеком Севера с его длинными полярными ночами и короткими днями. В период с 1982 по 1908 годы Эдвард Мунк жил и работал в Германии и был причастен к немецкой культуре. Когда к власти пришёл Гитлер, все картины, рисунки и эстампы Мунка были изъяты из немецких музеев как не соответствующие духу новой, нацистской Германии. Таким образом, не только творчество Эдварда Мунка, но и его биография создали ему популярность в настоящее время. Конечно, он один из крупных художников своего времени. Всё же, стоит ли его сравнительно небольшая пастель 119ти миллионов долларов? Перед нами встаёт вопрос о цене и ценности. Они — не то же самое. Цена определяется спросом на «товар» и может колебаться от нуля (если спроса нет) до любой суммы, которую кто-нибудь согласен заплатить. Кроме того, спрос возникает и исчезает, чтобы снова появиться через какой-то отрезок времени. Спрос может быть искусственно создан рекламой или уничтожен её отсутствием. Ценность произведения искусства – понятие более стабильное, хотя и оно зависит от рынка.
Всё же качество используемого материала и мастерство художника не меняются со временем. Знаменитый кубок итальянского скульптора Бенвенуто Челлини по стилю не совпадает со вкусами 20 и 21 столетий, но всё-таки остаётся драгоценностью. Другой пример — французский художник Адольф Вильям Бугро, академик, пользовавший большой известностью на выставках парижского Салона. Его картины ценились очень высоко, но с появлением импрессионизма, кубизма и других течений нового искусства не только утеряли свою популярность — они стали символом почти дурного вкуса. Однако, сейчас его мастерски исполненные полотна с нимфами и сатирами перестали быть презираемыми и повысились в цене.
Наконец, ещё один пример: в американском телевидении существует программа «Антик роудшоу». В ней в разных городах Соединённых Штатов устраиваются просмотры и оценки антикварных вещей. Жители приносят свои фамильные, часто хранящиеся в кладовках предметы, мебель, посуду и поражаются, узнав, что это «барахло» стоит больших денег. Недавно на такой просмотр одна пожилая женщина принесла небольшую картину маслом, которую её мать купила лет пятьдесят тому назад за триста долларов. На картине была надпись по-английски — Бурлюк. Оценщик знал, что картина принадлежит кисти нашего «отца кубо-футуризма» Давида Бурлюка и сказал ей, что теперь она может получить за картину тысяч пятнадцать. Надо сказать, что Давид Давидович Бурлюк, эмигрировал в Америку в 20ом году прошлого века, карьеры в новой для него стране не сделал. «Пощёчины общественному вкусу» оказались там не в моде и художник жил очень скромно и малозаметно. Для нас, русских, Бурлюк — часть истории нашего модернизма и творчество его имеет большую ценность.
Существует, конечно, множество примеров полного несоответствия цены и ценности. Так, например, после смерти знаменитого американского художника Энди Уорхола началась распродажа его имущества, включая всякие дешёвые безделушки, которые он, поп-артист, покупал за гроши. Продавались они после его смерти за значительно большие суммы потому. Что они когда-то ему принадлежали. Но ценность их, конечно, оставалась прежней, минимальной.
Происходили и явные обманы. В Нью-Йорке ходил в своё время слух, что какой-то богатой американке была продана… муфта Анны Карениной. Ей объяснили, что муфта её найдена была под откосом после того, как Анна Каренина бросилась под поезд. Муфту после революции, тайком от большевиков, переправили в Америку, где она долго хранилась в частной коллекции.
В заключении скажем снова — цена и ценность — два разных понятия, но ими можно ловко спекулировать.
Сергей Львович Голлербах, март 2011 года.
Метки: Арт Владивосток, Голлербах, Нью-Йорк, статья, эссе
Рубрика: Колонка искусствоведа
Дата публикации:
Всего просмотров страницы: 5 039